Кризис: что мы покупаем, на чем и почему экономим

Из-за этого и роста курса валют мы стали экономить на продуктах, отказались от поездок за границу и покупки новых машин. Сейчас мы видим перераспределение реальных доходов, констатирует Георгий Остапкович из Высшей школы экономики.
 
ПУТЕШЕСТВИЯ. В прошлом году туристический поток из России сократился за первые девять месяцев на 31,4 процента (данные за весь 2015 год появятся в марте). Это самое большое падение за последние 15 лет. То есть в прошлый кризис — 2008 / 2009 годы — падение турпотока составило 18 процентов.
 
Больше всего от того, что россияне сократили количество поездок за границу, пострадали следующие страны: Доминикана (–88 %), Тунис (–83 %), Индия (–55 %), Китай (–53 %) и Таиланд (–52 %). Турция и Египет в этой статистике не учитывались.
 
Количество турпоездок в Европу сократилось на 34 процента. Лидерами по снижению количества российских туристов стали Греция (–48,5 %), Испания (–43 %) и Хорватия (–41 %).
 
МАШИНЫ. Продажи новых автомобилей в России снизились на 36 процентов по сравнению с 2014 годом. Самой продаваемой иномаркой стала KIA, хотя объем продаж этих машин сократился на 25 процентов. Продажи Toyota упали на 36 процентов, Skoda — на 26 процентов, BMW — на 40 процентов.
 
В то же время спрос на подержанные автомобили незначительно вырос. По данным «Яндекс.Авто», наибольший спрос отмечался в августе в связи с резким снижением курса рубля. Чаще всего в Москве продавали подержанные машины марки Ford, ВАЗ и Hyundai.
 
Вместе с тем увеличилась доля авто, купленных в кредит: до 37,1 процента (рост на 1,9 процента).
 
ПРОДУКТЫ. Для москвичей, по данным Росстата, цены на продукты за год увеличились в среднем на 12,6 процента. Это самый большой рост по России.
 
Теперь в магазине 30 процентов покупателей стараются экономить — покупать более дешевые продукты или покупать их во время акций и распродаж. Россияне стали покупать реже или вовсе отказались от приобретения колбасы, рыбы и морепродуктов, мяса, сыров и фруктов. Средний чек покупок составляет 1598 рублей.
 
КРЕДИТЫ. Россияне стали реже брать кредиты. Так, число автокредитов сократилось на 41 процент, потребительских кредитов — на 14,2 процента, кредитных карт выдали на 12,5 процента меньше.
 
Сократилось в течение года количество заемщиков, у которых оформлено несколько кредитов. По состоянию на 1 октября в Москве людей с двумя кредитами стало на 25,3 процента меньше, а с тремя и более кредитами — меньше на 36,9 процента.
 
Вместе с тем увеличилось число людей, которые взяли ипотечный кредит на покупку жилья: их стало на 11 процентов больше, чем год назад.
 
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Во время кризиса население переходит на избирательно-накопительную модель поведения, говорит Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. Речь идет о людях с низким или средним доходом.
 
Эта часть населения из‑за роста цен на продукты начинает больше тратить на питание. И потому пытается сэкономить на еде: ищут более дешевые магазины и более дешевые продукты.
 
Вместе с этим они переносят в отложенный спрос товары длительного пользования, добавляет Остапкович. «Низко-доходная часть населения уже не купит третий телевизор на кухню, не поменяет старую стиральную машину на новую. Будет ждать, пока она сломается окончательно. И то сначала пойдет в ремонт».
 
В период кризиса люди пытаются откладывать деньги, чтобы минимизировать возможные потери. «Они поступают, как государство, которое создает резервные фонды на те же случаи», — добавляет Георгий Остапкович.
 
Источники  Rata-news, «АвтоБиз­несРевю», Mix Re­search, Национальное бюро кредитных историй, Яндекс.Авто

Читайте также

Фильтр