Купите вагон метро. Его надо спасти

В Москве под открытым небом около электродепо «Измайлово» стоит вагон Д-2018, прообраз всех современных вагонов. Скоро его могут разрезать на части и сдать в металлолом. «Вагоны, представляющие историческую ценность, исчезают в Москве постоянно», — замечает Юрий Егоров, координатор общественного движения «Архнадзор».

Особенный

Вагон Д-2018 стал в конце 50-х первым, корпус которого выполнен не из листовой, а из гофрированной стали, объясняет Юрий Егоров. До этого все вагоны были гладкими. У Д-2018 появились «складочки» из стали по всей его длине. Д-2018 прослужил пару лет, деформаций в нем не обнаружили, эксперимент признали удачным. Следующая модель метровагонов — Е — имела гофрированные кузова. «Почти все, что ездит сейчас в метро, идет от этого опытного вагона»,— говорит Юрий Егоров.

Под снос

Вагон Д-2018 после списания находился в электродепо «Измайлово». В конце 1990-х годов его купил Виталий Тюков, руководитель «ПТФ «Экспресс». Фирма Тюкова — это шиномонтаж, расположенный недалеко от электродепо. Вагон стоит под открытым небом на территории, занимаемой шиномонтажом, и используется как небольшой склад.

«Это место паломничества для тех, кто интересуется историей метро», — говорит Егоров. Желающие приходят сюда и смотрят на прадедушку современных вагонов, фотографируют.

В 2012 году префектура Восточного административного округа вынесла решение о сносе вагона Д-2018 как незаконно возведенной постройки. Хотя все документы на ее размещение, по словам Виталия Тюкова, у него были, в частности, договор аренды на землю.

В январе 2014 года городской штаб при мэрии решил переза­ключить с «ПТФ «Экспресс» договор на аренду земли. Тюков считает, что теперь вагон может оставаться на прежнем месте. «Пока никаких документов нет, мы должны снести вагон. Есть решение о сносе, мы должны его выполнять», — говорит Александр Захаров, глава управы «Измайлово».

После 26 апреля, даты последнего субботника в районе, вагона на территории шиномонтажа не должно быть.

Исчезающая история

Вагонов типа Д-2018 в Московском метрополитене не сохранилось, сообщила пресс-служба метро. Последний был утилизован в 90-е годы.

Вообще, все вагоны московского метро после окончания срока эксплуатации утилизируются. Из-за этого уже исчезли редкие экземпляры, говорит Юрий Егоров, координатор движения «Архнадзор». Например, в 2000-х годах порезали на металлолом пять экспериментальных вагонов разных серий.

Некоторые интересные с исторической точки зрения вагоны, по заявлению пресс-службы метрополитена, временно хранятся в различных электродепо. Например, в «Измайлово» находится самый первый вагон метрополитена типа А, в электродепо «Планерное» — вагон типа Д-806. Позже их планируют поместить в музей Московского метрополитена, который появится при станции «Ходынское поле». Предполагается, что музей начнет работу в 2015 году.  Разместить вагоны сейчас в Народном музее метрополитена невозможно из-за нехватки места.

Спасти прадедушку

«Мне проще всего разрезать вагон и сдать его по частям в металлолом. Но не забуду одного парня, который отломил небольшой фрагмент цифры с номера вагона. И так радовался, что теперь она будет его», — говорит Виталий Тюков, нынешний владелец Д-2018. Он готов продать вагон целиком людям, которые интересуются историей метро. Д-2018 обойдется покупателю в 45 тысяч рублей плюс транспортировка.

Эту сумму пробуют собрать неравнодушные люди вместе с движением «Архнадзор». Но пока им негде хранить вагон. «Любой европейский музей техники оторвал бы вагон Д-2018 с руками и ногами. Это уникальный экспонат. Но у нас он никому не нужен, кроме любителей истории метро», — замечает Юрий Егоров.

Сохранить историю. Если вы хотите купить вагон Д-2018, звоните в редакцию «Моего района» по тел. 8 (495) 925-55-25. Мы поможем вам связаться с его владельцем.

Читайте также

Фильтр