Легенды Москвы от «»Моего района». Выпуск 1. Где в Москве чудо-колокол зарыт

Называется диссертация довольно мудрено и даже скучно: «Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города». Но читается научная работа как остросюжетный исторический роман. Основанный на реальных событиях, но с элементами мистики, фантастики и ужастиков.
 
Аспирантка Института всеобщей истории РАН сумела записать более 400 легенд, слухов, баек, которые рассказывают друг другу москвичи. «Это и истории, связанные с памятниками архитектуры, целыми районами, и эпизоды жизни исторических деятелей, и подробности городских происшествий,— пояснила Анастасия.— Каждая эпоха в жизни столицы имела свое лицо».
 
По словам историка, легенды о допетровских временах связаны с религией, чудесными знамениями. Легенды о XVIII веке — светские — рассказывают о нравах и причудах двора, царей. Мифы XIX века повествуют о войне 1812 года, знаменитых купцах, художниках, поэтах. Легенды о XX веке в основном по­священы эпохе товарища Сталина. «Конечно, большинство историй  —  полный вымысел или многократное преувеличение, — утверждает исследователь. — Но на их основе можно изучать восприятие москвичами своего прошлого, их отношение к истории».
 
Кстати, как показал анализ легенд, в исторической памяти москвичей самыми популярными героями стали руководители страны в разные эпохи — Иван Грозный, Петр I и Иосиф Виссарионович. Может, и правда твердую руку любим?
В нашей популярной рубрике «Энциклопедия «Моего района» с разрешения Анастасии Кукатовой начинается серия публикаций легенд, описанных в ее диссертации. Сегодня — период от возникновения города до XV века.
В следующем номере,  6 марта, — легенды времен Смутного времени и Петра I.
 

ОТКУДА МОСКВА ВЗЯЛАСЬ

Легенды Москвы от ""Моего района". Выпуск 1. Где в Москве чудо-колокол зарыт  фото

 Эта план-гравюра сделана в 1556 году австрийским дипломатом бароном, Сигизмундом Герберштейном. Он приезжал в Московское княжест­во дважды — в 1517 и 1526 гг. и впоследствии опубликовал «Записки о Московии». Иллюстрация с сайтa wikipedia.org

 
В древности берега реки Москвы были покрыты дикой смородиной. Поэтому и саму реку иногда называли Смородиной. Вот одна из былин, в которой река беседует с юношей и наказывает его за то, что тот посмеялся над ней.
Не я тебя топлю.
Топит тебя, молодец,
Похвальба твоя — пагуба… 
…Утонул добрый молодец
Во Москве-реке Смородине.
 
***
 
Князь Даниил Иванович (в истории такого персонажа не было — Ред.) вместе с выходцем из Греции монахом Василием в густом лесу заехали в топкое болото.
 
Там Даниилу привиделся зверь с тремя головами, который переливался всеми цветами радуги. Монах объяснил видение: на болоте должен быть основан великий город. А цвета невиданного зверя предвещают то, что в городе этом поселятся разные народы со всей земли. Так князь Даниил основал на болоте Москву.
 

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО

Легенды Москвы от ""Моего района". Выпуск 1. Где в Москве чудо-колокол зарыт  фото
«Оборона Москвы от Тохтамыша» А. Васнецова. Хан не смог взять город. Предложил помириться, москвичи открыли ворота и были перебиты. 
 
В Москве в окрестностях Крымской набережной есть 1-й и 2-й Бабьегородские переулки. Историческое название этого места — Бабий городок.
 
Во времена нашествия Тохтамыша несколько сотен баб из подмосковных деревень, спасаясь от татар, просили перевезти их через реку в Москву. Но воевода, опасаясь голода, не пустил. Тогда бабы сами построили маленькую крепость— «городок» и двое суток оборонялись. Только потом за ними прислали лодки.
 
***
 
На юго-западе Москвы находилось место зимовья одного из татарских ханов, шедших на город. Татары поставили здесь утепленные шатры, в связи с чем само место стало называться Теплый Стан.
 
***
 
Девичье поле называется так потому, что сюда москвичи приводили молодых девиц в дань монголам.
 
***
 
Церковь Николая Чудотворца, расположенную по адресу: 
ул. Верхняя Радищевская, д. 20, часто называют «Никола на Болвановке». Когда-то тут останавливались ханские послы.
 
Они ставили здесь своих идолов — болванов, которых привозили с собой. Поэтому место и получило название Болвановка.
 
***
 
В XIII веке в Москве из сплава, в состав которого входило золото, был отлит чудо-колокол. Его освятил кто-то из первых православных святых.
 
Он сам звонил, когда в городе начинался сильный пожар, приближались враги или умирал местный князь. Когда в 1382 году город осадил хан Тохтамыш, монахи закопали колокол где-то возле Кремля. Все знавшие точное место погибли в битве.
 

XIV ВЕК: ПРИЗРАК КНЯЗЯ

Легенды Москвы от ""Моего района". Выпуск 1. Где в Москве чудо-колокол зарыт  фото
На месте Москвы когда-то стояли десятки населенных пунктов. Один из них — Спас-Тушино с древним храмом Спаса Преображения. Иллюстрация с сайтa wikipedia.org
 
Легенда об основании Свято-Данилова монастыря (ул. Даниловский Вал, д. 22) гласит, что вскоре после смерти князя Даниила Московского в 1303 году его могила была заброшена.
 
Однажды мимо того места проезжал Иван Грозный со свитой. Один из коней споткнулся, а всадникам явился незнакомый князь. Он сказал: «Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Я пришел сказать князю Ивану: ты себя утешаешь, а меня забыл!» Царь велел отслужить панихиду по Даниилу, а на месте могилы был возведен монастырь.
 
По другой версии боярин Иван Шуйский из свиты государя поставил ногу на надгробный Данилов камень, чтобы сесть на лошадь, но тут же ему стало плохо и он едва не умер.
 
 
***
 
На месте нынешнего памятника природы «Сходненского ковша» когда-то была Петровская (Старая) гора, а на ней Спасо-Преображенский монастырь. Как-то попросились к монахам на ночлег купцы, боясь разбойников. Те отказали.
 
Наутро торговых людей нашли у монастырских стен «побитыми и без товару». Последний оставшийся в живых купец пожелал монахам «провалиться». 
 
С тех пор земля монастырская стала оседать, и что бы ни строили здесь люди, все шло прахом.
 
 
 

Читайте также

Фильтр