Легенды Москвы от «Моего района». Выпуск 4. Смотр женихов в Третьяковке

«Толчком к созданию легенды всегда является подлинное событие или впечатление горожан, — говорит Анастасия Майер, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. — Интересно, что героями легенд о XIX веке впервые становятся не цари, их приближенные или святые, а представители дворянства, купечества, культурной элиты — люди, которых можно было легко встретить на московских улочках».

И ценность этих рассказов, по словам Майер, состоит не в том, насколько правильно или неправильно в них описаны эти персонажи, а то, какими они остались в памяти народа. Также есть большое количество легенд об Отечественной войне 1812 года.

НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ

  • Во время отступления Наполеона из Москвы умер один из его маршалов. Наполеон приказал похоронить его в церкви Рождест­ва Богородицы (ул. Бутырская, д. 56). На могиле воздвигнута часовня. Деньги на содержание этой часовни якобы поступают из посольства Франции. 
     
  • Поклонная гора расположена у Смоленской дороги. Название родилось в народе. Поклоны отдавали Москве при въезде и выезде из города. На эту гору после войны 1812 года люди ходили поклоняться памяти воинов, погибших в войне с Наполеоном. Поэтому в народе эту гору назвали По­клонной. Поклонная гора называется так потому, что когда Наполеон подошел к Москве, то остановился вместе с войсками на этой горе и ждал поклона от властей города, но не дождался.
     
  • За сутки до вступления наполеоновских войск в Москву огромный ястреб зацепился за медного орла на шпиле Сухаревской башни. Долго бился ястреб, но, обессиленный, повис и издох. Москвичи увидели в этом хорошее предзнаменование. Когда о случившемся донесли Наполеону, он приказал артиллеристам сбить медного орла с башни. Выпустили с десяток ядер, но все мимо.

ПУШКИН И ДРУГИЕ 

  • Пушкин только по фамилии русский. Отец из немцев, мать арапка. Отец при царе служил. И арапка при дворце была. Для форсу: вот, мол, какой народец у нас имеется. Немца интерес взял насчет арапки, задурил ей голову. Об этом донесли царю. Тот расстроился: «Нешто, говорит, я для того арапок завел, чтобы ты с ними разврат производил? Теперь обвенчайся — или вон из дворца». Через девять месяцев арапка родила. Все думали, что будет арапчонок, но появился белый мальчик. Царь очень доволен остался. Это, говорит, похвально, что мужская кровь победила. Повелел к ребенку самых лучших учителей приставить. А когда мальчику шел десятый год, прибежали учителя к царю жаловаться: — Пушкина больше нечему учить, он всю нашу науку превзошел. 
    — Ведь он еще мальчик!
    — У него талант. Он от природы такой умный.
    — Ну, если от природы такой, так и отступитесь от него. 

     
  • Гоголь с Пушкиным товарищи были. Когда Пушкин умирал, Гоголь пришел проведать его, а тот ему часы золотые подарил. Как похоронили Пушкина, Гоголь тоже за сочинения принялся.
    Как напишет книгу, начальство и тащит его в тюрьму. За то, что он за простой народ стоял, начальст­во здорово протаскивал… Посидит месяца с три, его и выпустят. А он опять за свое возьмется.

     
  • Перевозили на Страстную площадь гранитный пьедестал для памятника Пушкину. Заворачивая на Тверскую, увидели бедную похоронную процессию. Хоронили Анну Петровну Керн. Колымага с ее гробом встретила пьедестал памятника, и он почтительно уступил ей дорогу.
     
  • Когда Толстого попы предали анафеме, американцы стали упрашивать, чтобы он ехал к ним жить.
    — Какое, говорят, вам тут житье? Того гляди ушлют в Сибирь. А мы любой дом на выбор отдадим, жалование положим тыщу рублей в месяц, а прислуга и автомобиль бесплатно. И пишите что вздумается — никакого запрету.
    Но Толстой не согласился.
    — Я, говорит, в России родился, в России страдания принимаю, в России и помереть должен. 

    ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ

  • Однажды Станиславский и Немирович-Данченко решили вместе пообедать. Они заказали отдельный номер в «Славянском базаре» (ул. Никольская, д. 17) и проговорили там (не переставая есть и пить) 18 часов подряд. Результатом беседы стало создание театра в Москве. А счет, выставленный гурманам, был сопоставим с тогдашним годовым бюджетом Художественного театра.
     
  • Третьяковская галерея сразу после открытия стала очень посещаемым местом. Предприимчивые московские свахи смекнули, что там удобно сводить клиентов и находить новых. Там начали устраивать настоящие смотры: женихи с родней приглядывались к невестам, и наоборот.
    Когда об этом сообщили Третьякову, он посмеялся и сказал, что любой способ приобщения к русской культуре хорош.

     
  • Шаляпин очень любил петь, парясь в Сандунах, мол, там «звонче выходит». Приходил туда Федор Иванович по вторникам. И народ шел толпами послушать великого певца. В результате ни помыться, ни продохнуть.
    Тогда Шаляпин договорился, чтобы ему персонально открывали баню по воскресеньям. В этот день «слушать Шаляпина» приходили только его близкие друзья.

ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР

  • Николаю II никто добра не сулил. Родная мать говорила ему: «Уступи престол брату Михаилу, не то сам пропадешь и весь царский дом погубишь». А ей один отшельник на Старом Афоне открыл: «Сам в яму упадет и вас всех за собою потащит».
    Когда Николай взошел на престол, то послал за Иваном Кронштадтским:
    — Благополучно ли будет мое царство, отче?
    А Иван Кронштадтский если глянет кому в глаза, уж знает, какая его судьба:
    — Ваше царство — одно кроволитие.

В следующем выпуске, №5 проекта «Легенды о Москве от «Моего района» и номере газеты от 27 марта, — легенды  о Москве XX века.

В  номере от 27 февраля марта, и на сайте msk.mr7.ru выпуск 1 — Легенды от основания Москвы до XV века. В номере газеты от 6 марта  и на сайте msk.mr7.ru выпуск 2 — Легенды времен Ивана Грозного. Выпуск 3 (номер газеты от  20 марта) — Городские мифы и легенды XIX века.

Читайте также

Фильтр