Левой—правой!

Родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша их чадо или нет. Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой — развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку («Дети! Возьмите карандаш в правую руку!»), это может привести к переутомлению, невротизации ребенка, отвращению к занятию письмом.

Когда и как нужно определять ведущую руку? Некоторые ученые считают, что право- леворукость можно определить уже в 2—3 месяца, другие полагают, что окончательно доминантность руки формируется примерно к четырем годам.

Наблюдая за ребенком, нужно отмечать, какой рукой он выполняет те или иные действия: держит ложку, рисует, совершает активные действия во время игры (бросает мяч, нанизывает бусы). Поможет в определении ведущей руки ряд простых тестов.

1. Открывание коробочки. Ребенку предлагают несколько коробочек (например, спичечных коробков). Задание — найти спичку, бусинку, монетку в одной из них.

2. Колодец. Ребенку предлагают построить колодец из брусков конструктора или спичек.

3. Открывание пузырьков. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков с закручивающейся крышкой.

4. Развязывание узелков. Предложите ребенку развязать несколько неплотно завязанных узлов из шнура средней толщины.

5. Протирание тряпкой. Ребенок протирает тряпкой доску, шкаф, стол.

6. Поднимание предмета. Попросите ребенка поднять с пола небольшой предмет.

7. Бросание предмета. Пусть ребенок поймает брошенный Вами предмет, например мягкую игрушку, и бросит ее в стоящую рядом корзину. Во всех заданиях обращайте внимание, какой рукой выполняются активные действия: открывание — закрывание коробки, откручивание крышки.

Во избежание случайности повторите эти задания несколько раз. Запишите, в скольких пробах ребенок использовал правую, в скольких — левую руку. Явное преобладание первого или второго числа говорит в пользу право- или леворукости.

Помимо ярко выраженных левшей и правшей существуют люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками — амбидекстры. Таких мало, и часто их способности объясняются тем, что на каких-то этапах развития они подвергались переучиванию.

Когда число проб, выполняемых правой и левой рукой, приблизительно равно, сосредоточьтесь на рисовании и письме, поскольку именно это важно для правильной подготовки к школе. В течение нескольких дней предлагайте ребенку разные задания: нарисовать что-то, перерисовать образец, раскрасить рисунок. Обратите внимание на то, в какую руку ребенок самостоятельно берет карандаш, когда результаты лучше — когда он рисует правой или левой рукой, в какой ситуации он меньше устает.

Если Вы окончательно убедитесь, что ребенок отдает предпочтение левой руке, не забудьте предупредить об этом воспитателей и учителей.

Сейчас на детей-левшей не смотрят как на «странных», в школе их не заставляют писать правой рукой, появились магазины для левшей, где можно купить ножницы для левой руки или специальную компьютерную мышь.

Читайте также

Фильтр