Маркировка товаров

Фото: AndreyCherkasov © AndreyCherkasov / Фотобанк Фотодженика

Как московскому бизнесу встретить реформу без стресса

С начала 2019 года вступил в силу закон о маркировке: теперь некоторыми товарами можно торговать только в том случае, если на них есть специальный код. Иначе – штраф до 300 000 рублей. Число маркируемых товаров растет, а московский бизнес все еще в растерянности – как сделать все правильно и не попасть на штраф.

Кого это коснется?

Законодательные нововведения напрямую коснутся большую часть предпринимателей. В том числе – владельцев розничных торговых точек. Им, также как и производителям, нужно регистрироваться в системе и покупать новое оборудование. Но не обязательно делать все сразу. Требования к обязательной маркировке товаров вводятся поэтапно. В перспективе маркироваться будут все категории товаров. Речь идет о горизонте в пять лет.

Маркировка для розницы – зло?

Впервые услышав о маркировке, бизнес часто воспринимает инициативу в штыки. Председатель совета директоров ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий) Михаил Дубин убежден, что маркировка интересна бизнесу в первую очередь, в том числе розничному.

«Маркировка создает единые условия работы для всей розницы – большой и малой. За счет того, что на «белом» рынке остается только легальный товар, растет доверие к бизнесу, – рассказывает Михаил Дубин. – Само собой магазин у дома не мог конкурировать в этом с федеральной сетью. А рост доверия снижает репутационные издержки, снижает количество жалоб и, как следствие, дополнительных проверок. Снижает ответственность магазина за последствия продажи некачественного товара – источник контрафакта или некачественной поставки всегда можно отследить, информация в системе маркировки, во‑первых, юридически значимая, во‑вторых, некорректируемая». Он также отметил, что маркировка помогает совершенствовать бизнес-процессы – исключить хищения, пересортицу, продажу просроченного товара. «Для среднего бизнеса пересорт – это порядка 5% всей входящей продукции. Маркировка позволит перестроить процессы приемки и отгрузки, что снизит потери», – добавил эксперт.

Как начать торговлю маркированными товарами?

  1. Получить электронную цифровую подпись в любом из аккредитованных удостоверяющих центров;
  2. Зарегистрироваться в качестве участника системы маркировки в личном кабинете на сайте честныйзнак.рф;
  3. Выбрать и купить 2D-сканер – специальное устройство для чтения маркировки;
  4. Проверить, может ли используемая онлайн-касса поддерживать функцию передачи кода маркировки в систему. Для этого достаточно просто его просканировать. Если появится характерный звук и на чеке отразится код товара – всё в порядке, а если нет – значит, ПО кассы не готово к работе с системой. Как быть в таком случае, читайте ниже;
  5. Подключиться к электронному документообороту (ЭДО). Такую услугу предоставляют, например, операторы фискальных данных (как правило, делать это можно не сразу, а на заключительном этапе маркировки товара).

Значительно упростит работу с маркировкой подключение ЭДО к товароучетной системе. Это программа, которая синхронизируется с современной онлайн-кассой. Так, например, прямо в товароучетной системе можно принимать универсальные передаточные документы (УПД), автоматически создавать карточки товаров, вести их учет и пр.

Как модернизировать свою онлайн-кассу?

Много вопросов у московского бизнеса возникает относительно оборудования – особенно у тех, у кого уже стоит онлайн-касса, но пока не хочет работать по новым правилам.

Если у бизнесмена установлен смарт-терминал (онлайн-касса с сенсорным экраном) – можно обратиться за обновлением программного обеспечения к его производителю.

Если же в торговой точке стоит кнопочная касса – придется докупать планшет или компьютер и перепрошивать ПО кассы под каждый этап маркировки. Стоимость такой модернизации может быть в итоге даже выше, чем покупка нового смарт-терминала, утверждают эксперты. Некоторые рекомендуют сразу менять автономные кассы на современные модели.

«Перепрошивка кнопочных касс – это всегда вызов специалиста за дополнительную плату. А обновлять кассу в рознице придется под каждый этап маркировки – сумма выйдет немалая, не говоря уже о покупке планшета и сканера. Хорошо, если речь идет об одном магазине, а если точек много? – отмечает Максим Исаев, директор компании «Облачный ритейл» (бренд «МТС Касса»). – К тому же для комфортной работы с системами маркировки пригодится товароучетная программа – без нее приемка, продажа и учет товаров будут занимать много времени. Поэтому, конечно, всем, кто продает маркированные товары, мы советуем сразу менять кнопочные модели на смарт-терминалы. Они подключаются к товароучетной системе, некоторые имеют встроенный 2D-сканер, обновляются дистанционно и за небольшую – часто разовую плату. У нас, в МТС, обновления касс и вовсе бесплатны для всех пользователей. Кстати, многие сначала берут у нас смарт-терминалы в аренду, чтобы посмотреть, как касса работает с маркировкой».

Как выбрать 2D-сканер?

Даже такой простой аппарат, как 2D-сканер, может иметь изъяны. Некоторые из них плохо приспосабливаются под особенности фабричной упаковки. Например, есть 2D-сканеры, которые плохо читают коды на темном фоне или в целлофановой обертке. Самый верный способ избежать таких проблем – обращаться к надежному поставщику оборудования или тестировать сканеры при покупке.

Что делать, если все равно осталось много вопросов?

Сегодня получить внятную консультацию по индивидуальным вопросам можно прямо в контактном центре «Честного знака» – телефон и почта организации есть на сайте. По вопросам оборудования можно обратиться к любому производителю онлайн-касс.

К слову, к началу 2020 года в России появится целая образовательная онлайн-платформа по маркировке товаров. «ЦРПТ находится в постоянном диалоге с отраслями, входящими в маркировку, и мы видим общую потребность компаний в учебных материалах и удобных цифровых просветительских проектах», – рассказал гендиректор «Оператор-ЦРПТ» Дмитрий Алхазов.

Фото: предоставлено ЦРПТ. Кликните для увеличения

Поделиться