Маршрутки на выход

    В августе количество автобусных маршрутов, которые обслуживают част­ные компании, может сократиться почти в 2 раза, говорит Юрий Свешников, президент Московского транспорт­ного союза и заместитель общественного омбудсмена в сфере транспорта.
     
    Эти изменения — результат реформы наземного транспорта, которая проводится сейчас в Москве.
     

    1,5 миллиона человек 
    ежедневно перевозят част­ные транспортные компании. Они обслуживают 30% автобусных маршрутов в Москве. Все маршруты, по которым курсируют автобусы (разной вместимости) и маршрутки, называются автобусными.

    НАДО ЖДАТЬ. «Я доезжала домой на маршрутке от метро за 20 минут. Сейчас приходится ждать трамвая, потому что он ходит чаще маршрутки. А если на трамвайных путях случится авария, то хоть пешком иди», — говорит Татьяна Трельницкая, жительница района Лефортово.
     
    Раньше она возвращалась от станции метро «Бауманская» домой на Волочаевскую улицу чаще всего на маршрутном такси № 125 м. Желтые автобусы отправлялись от метро через каждые 5‑10 минут. С мая департамент транспорта заменил этот маршрут на новый — № 425. Автобусы по нему курсируют с интервалом почти в 30 минут. В итоге от метро до дома Татьяна теперь добирается 40 минут.
     
    НОВАЯ СИСТЕМА. В июле прошлого года был принят федеральный закон № 220, регулирующий порядок установления регулярных автобусных маршрутов.
     
    Департамент транспорта Москвы задолго до этого закона решил провести реформу наземного транспорта и оставить в столице только маршруты с регулируемыми тарифами.
    Это значит, что муниципальный перевозчик ГУП «Мосгортранс» и некоторые частные компании продолжат работать. Но теперь для частников вводятся новые правила.
     
    Проезд в них будет оплачиваться билетами, так же как и в городском транспорте — картой «Тройка», «90 минут», «Единый» и ТАТ, льготники — бесплатно. Частные компании обязуются перевозить пассажиров в автобусах, которые не старше двух лет и оснащены кондиционерами. Двигаться автобусы должны строго в соответствии с расписанием и со скоростью не больше 60 км / ч.
     
    «Ключевые преимущества, которые получат пассажиры: новый транспорт, экономия на оплате проезда, соблюдение норм безопасности перевозок», — отмечают в пресс-службе департамента транспорта.
     
    «Идея не в том, чтобы выгнать маршрутки, а чтобы привести общественный транспорт в единый формат. Чтобы я, как пассажир, не рассуждал о том, что это за перевозчик и как я должен платить за проезд — по единому билету или в кепку водителю», — говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
     
    ЧТО МЕНЯЕТСЯ. По действующей схеме чем больше пассажиров перевезет транспортная компания, тем больше денег она получит. Кроме того, перевозчик в определенных рамках может сам устанавливать тариф.
     
    По новым правилам, доход частной компании почти не зависит от количества перевезенных пассажиров. За работу на маршруте перевозчик будет получать фиксированную плату, указанную в контракте на обслуживание маршрута.Эта сумма рассчитывается специалистами дептранса.
     
    Цена пятилетнего контракта установлена на весь срок его действия и может меняться незначительно (+ /– 10 %). В ее расчете применялись, например, следующие параметры: стоимость бензина на все это время составит 34 рубля за литр, страховка ОСАГО — 7 тысяч рублей, годовая инфляция на уровне 4,2 %. Также учитываются километраж, количество совершенных согласно расписанию поездок и частично — объем перевезенных пассажиров.
     
    Чтобы остаться на рынке перевозок Москвы, част­ные компании должны выиграть тендер и заключить госконтракт на 5 лет. Весной и осенью 2015 года государственный заказчик «Организатор перевозок» (подведомственная департаменту транспорта организация) провел такие тендеры, на которых разыгрывалось 64 лота.
     
    В них участвовало всего лишь 7 перевозчиков из 59 действующих, которые получили право обслуживать 196 марш­рутов.Остальные перевозчики не пришли из‑за невыгодных условий контракта, уверен Свешников. Ведь заложенные в контракт суммы уже отличаются от реальных. Например, цена бензина со временем будет только расти, а стоимость контракта — почти нет.
     
    И это не считая штрафов, которые могут наложить на перевозчика за любые нарушения. «Перевозчику на маршруте пришлось бы работать себе в убыток», — говорит Юрий Свешников.
     
    В феврале департамент транспорта издал приказ о запрете 370 маршрутов с 15 августа, говорит Юрий Свешников. Сейчас перевозчики в большинстве своем продолжают работать.
     
    Но они обратились с исками к департаменту транспорта. Они утверждают, что отмена маршрутов противоречит 220-му федеральному закону. Если в исках откажут, то в Москве почти в 2 раза сократится количество маршрутов, которые обслуживают частные компании, предупреждает Юрий Свешников.
     
    НАДО ЖАЛОВАТЬСЯ. Сейчас исчезла та часть марш­рутов, которая дублировалась автобусами ГУП «Мосгортранс». А на марш­руты, разыгранные на тендерах, вышли новые перевозчики. Некоторые — с новым расписанием, в котором увеличились интервалы движения.
     
    Например, в районе Бибирево вместо маршрутов № 290 и 660 появился один маршрут № 606, на котором работает ООО «Трансавтолиз». Интервал движения по маршруту увеличился: автобусы двух маршрутов следовали чаще, чем транспортные средства одного маршрута. И выехать из района к метро жителям стало проблематично.
     
    «Если с 15 августа количество автобусных маршрутов все‑таки сократится вдвое, то вместе с этим увеличатся интервалы движения и ухудшится транспортная доступность», — говорит Юрий Свешников.
     
    Департамент транспорта заявляет, что жители, которые в результате проведения реформы испытывают неудобства, могут обращаться в контакт-центр «Московского транспорта». Их замечания будут учтены, а ситуацию с транспортной доступностью попробуют решить.
     

    Куда жаловаться

    Если из‑за реформы наземного транспорта в вашем районе стало меньше автобусов или они ходят с нарушением графика движения, сообщите об этом в «Московский транспорт». Позвоните по телефону (495) 539‑54‑54.
    Поделиться