Менталитет бомжа

Хрестоматийный пример из девяностых годов, когда в одном из ночных клубов столицы приехавшие в дорогих костюмах «гости», переодевшись в бомжей, устроили «фотосессию» с обычными посетителями, поучителен.

Репутация «заказанного» конкурентами заведения, конечно, пострадала. Но еще больше пострадали сами участники того «перформанса». Никто из них так и не стал предпринимателем в сфере ивентов — даже мелкого уровня.

Человек, решившийся на такие выходки, навсегда приговорен быть безвольным исполнителем любого нездорового сознания. По сути, это «ментальный бомж», который плывет по течению от заката до рассвета, утешая себя иллюзиями, что на самом деле работает, как сегодня принято говорить, в «маркетинговых коммуникациях».

По мере того, как рынок заказов и бюджетов в нашей стране сужается в силу непростых экономических реалий, армия «свободных» художников, которые свободны, кажется, от всего на свете, в том числе от заботы о своей собственной репутации, увеличивается. С развитием IT на смену примитивным выходкам рестораторов приходят технологичные и не сразу заметные способы очернить конкурента и создать себе иллюзию временного превосходства в том или ином бизнесе.

Давайте разберем аспекты «черного SERM» с точки зрения поискового продвижения.

Основатель компании «Sidorin Lab», лидера российского рынка интернет-маркетинга, Дмитрий Сидорин рассказывает, что по статистике, основанной на анализе порядка 100 информационных поводов и более 200 тысяч упоминаний в социальных сетях, эксперты сделали вывод, что негативные и грубые упоминания собирают примерно в 8 раз большую вовлеченность (лайки, репосты, просмотры, комментарии). Это явление естественным образом стимулирует СМИ и остальных ловцов трафика создавать негативный контент.

«Попробуйте, для примера, в Яндекс написать в поисковой строке запрос «черный список работодателей». Вы увидите минимум два десятка сайтов, которые, позиционируя себя как черные списки работодателей, просто вносят в свои каталоги всех подряд. Даже если о вас как о работодателе нет плохих отзывов, но вы попали на этот сайт, вам достанется клеймо — «черный список работодателей». Ну а дальше вы сами знаете, что будет — эти сайты предложат вам удалить вашу карточку на их страницах или получить управление над ней за приличную сумму.

Команды таких ресурсов очень продвинуты с технической точки зрения. По html-коду этих сайтов можно увидеть, что они очень грамотно проводят поисковую оптимизацию своих сайтов, наполняя теги и мета-данные ключевыми словами. То есть они всегда наверху в системах поиска для тех, кто ищет информацию и отзывы по определенным запросам», — отмечает Дмитрий Сидорин.

Яндекс, например, использует в качестве факторов ранжирования поведенческие характеристики в поисковой выдаче. То есть тот сайт, на который кликают пользователи в поисковике чаще, Яндекс поставит выше. И тут все сходится — вовлеченность в негатив выше и значит, кликабельность негативных сайтов в поисковой выдаче раз в 8 выше. И действительно — в поисках «жаркой» темы мы можем пролистать две, три и больше страниц Яндекса и Google.

Таким образом, природа «черного SERM» кроется в погоне за трафиком и особенностях алгоритмов поисковой системы. Если в это не вмешиваться, то довольно скоро мы будем существовать в информационном пространстве, полном насилия, грязи, мата и негатива.

Один из ярких примеров сайта, который часто присутствует в поисковой выдаче у высших учебных заведений — это сайт ucheba-otziv.ru

Первое, что бросается в глаза — количество отзывов о различных вузах. Их непропорционально много. Даже с учетом того, что ресурс существует уже несколько лет. Второе, что также сразу бросается в глаза с беспощадной очевидностью — количество негативных отзывов о самых различных вузах. Становится буквально страшно за наших детей-студентов.

Корректность и реальность некоторых отзывов вызывает большие вопросы. Если не пожалеть времени и внимательно вчитаться, появляется ощущение, что все эти отзывы писала команда райтеров.

Куда жаловаться на недостоверную информацию вузам, которые не согласны быть жертвами черного SERM — непонятно. Есть только форма обратной связи, с которой не отвечают. Можно только отследить историю домена, таким образом установив, кто же создавал сайт. Потом манипуляциями найти скайп веб-студии, которая засветилась в истории whois. А потом написать на этот адрес. Вам придет ответ, что удалять ничего не собираются, так как «жалуются вообще многие вузы».

Дальше — больше. Разместить собственную рекламу на этом ресурсе невозможно. «Мест нет» — гласит надпись в соответствующем разделе. При этом круглосуточно — на ucheba-otziv.ru —присутствует реклама только одного вуза — московского института телевидения и радиовещания (МИТРО). Все складывается в одну логическую цепочку после просмотра отзывов на этом ресурсе о самом МИТРО. Негатива — нет. Те же немногие (видимо для создания иллюзии равновесия) «негативные» отзывы, которые там все-таки об этом вузе размещены, полны отчаяния не успевших оплатить учебу в МИТРО абитуриентов. Любопытно было бы узнать, кто является истинным заказчиком проекта «ucheba-otziv». Слишком все гладко складывается в русле примитивной логики «мочим всех, а мы красавцы».

С точки зрения морали такая логика конкурентной борьбы вызывает большое недоумение. Менталитет бомжа, который думает только о сиюминутных интересах, не задумываясь о том, что будет завтра. Владельцы ресурса ucheba-otziv.ru рискуют, не задумываясь, что рано или поздно оболганные на ресурсе вузы соберутся и подадут в правоохранительные органы иск о защите деловой репутации. Вот тогда тем, кто организовал все это разнообразие негатива в сети с целью перевести на себя поток абитуриентов, будет по-настоящему грустно. Такая вот, перспектива.

Поделиться