Миллиарды энергетиков ушли в «Небо»

Дочерняя компания «Россетей» ОАО «ФСК ЕЭС», обслуживающая систему магистральных линий электропередачи в большинстве регионов России, оказалась в центре внимания Счетной палаты. Аудиторы проверили целесообразность формирования и исполнения инвестиционных программ предприятия и нашли там много интересного — элитный самолет, перевозящий топ-менеджеров ОАО по маршруту Москва-Ницца, неиспользуемую яхту на побережье Черного моря, закупки оборудования у посредников с наценкой 300%, а также возросший до 272,5 млрд рублей долг предприятия.
 
«Небо» над Ниццей
 
О том, что государственные корпорации далеко не всегда являются образцом эффективного менеджмента, экономисты говорят уже давно. Очередным подтверждением этого тезиса стала проверка Счетной палаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» в 2011-2013 годах, выявившая массу нарушений.
 
В 2010 году менеджмент ОАО «ФСК ЕЭС», объекты которого разбросаны по всей России, задумался над оптимизацией расходов на авиаперелеты для сотрудников. Для решения вопроса была создана рабочая группа во главе с зампредом правления ОАО Андреем Казаченковым, которая и разработала программу по оптимизации под кодовым названием «Небо». Однако на деле реализация программы привела только к дополнительным расходам, заставив усомниться в том, что первоначальной целью «Неба» была именно экономия.
 
Согласно программе ОАО «ФСК ЕЭС» взяло в аренду на семь лет элитный административный самолет Bombardier Global 5000, который имея постоянную прописку в аэропорту Штутгарта, должен был по первому требованию мчаться в Москву, чтобы оттуда забирать пассажиров и доставлять их до места назначения. Согласно отчету Счетной палаты, таким местом часто становился известный французский курорт Ницца, летал Bombardier и в Великобритания, Австрию и Хорватию. Любопытно, что на лазурное побережье топ-менеджмент естественной монополии предпочитал летать в разгар пляжного сезона, для каких целей — можно только догадываться. Часто документальным основанием для заграничной командировки служил тот самый приказ о создании рабочей группы, а целью — решение вопросов, связанных с самолетом и его сервисным обслуживанием. Подробных же отчетов о выполненной во время таких командировок работе аудиторы не нашли, не представляется возможным и установить реальный состав пассажиров 19-местного самолета. Однако известно, что у Олега Бударгина, руководившего в это время ОАО «ФСК ЕЭС» и также пользовавшегося воздушным судном, во Франции есть квартира и гараж.
 
Всего на проект «Небо» с арендой, обслуживанием и страхованием воздушного судна была потрачена внушительная сумма — 1,3 млрд рублей.
 
Неэффективный менеджмент
 
Проект «Небо» оказался далеко не единственным и отнюдь не самым странным примером нецелевого расходования средств госкорпорации. Если самолет Bombardier, кроме полетов на европейские курорты, все-таки выполнял рабочие рейсы по России, то купленная в 2011 году за 16,8 млн рублей французская яхта «Beneteau Antaris 42» за два года так ни разу и не была использована по назначению, выходя в Черное море только для прогрева двигателя.
 
Обратили внимание аудиторы и на закупки оборудования у посредников с наценкой в 300%, и на неэффективную инвестиционную деятельность предприятия, которое занимало деньги во Внешэкономбанке (где в том числе хранятся и пенсионные накопления россиян) и размещало их в векселях кредитных организаций. Убыток от таких инвестиций составил 850 млн рублей.
 
Очевидный итог такого менеджмента — возросшие до 272,5 млрд рублей долги предприятия, которые, впрочем, не помешали его руководителю Олегу Бударгину в 2013 году отправиться на повышение и возглавить «Россети», а другим руководителям ОАО «ФСК ЕЭС» находиться в числе самых высокооплачиваемых топ-менеджеров, занятых в госкорпорациях. По данным «Ведомостей», за 2013 год 14 управленцев предприятия заработали в общей сложности 359,4 млн рублей.
 

 

Читайте также

Фильтр