Москва через пять лет

    Фото: stroi.mos.ru

    Победа Собянина сняла вопрос о векторе развития Москвы – в столице продолжится благоустройство, строительство метро, будут появляться новые дома по программе реновации. Но хватит ли у Москвы ресурсов на заявленные проекты? Какие вызовы стоят перед столицей? В каком городе мы будем жить через 5 лет? На эти вопросы газета «Мой район» попросила ответить урбанистов, градостроителей, политологов.

    Александр Пузанов, генеральный директор фонда «Институт экономики города», профессор Высшей школы экономики:

    — Главный вызов, который стоит перед Москвой сегодня, – сохранение конкурентоспособности в борьбе за инвестиции, человеческий капитал, туристические потоки и т. д. – на глобальном уровне. Москва находится на развилке. Если основным движущим фактором станет реализация общественных интересов, то появятся новые высокотехнологичные производства и отрасли, город станет более комфортным, пространственная организация более современной.

    Сегодня маятниковая миграция – это не только жители Подмосковья, приезжающие на работу в столицу, но и сами москвичи, поскольку 40 процентов рабочих мест находится в ЦАО. Пока же мы видим, что вокруг МКАД, большей частью в Московской области, продолжают вырастать огромные многоквартирные муравейники, но там не создается среда, которая могла бы генерировать рабочие места.

    Подмосковье едет за уровнем жизни в столицу, нагружая ее инфраструктуру. Разумеется, технологии в самом ближайшем будущем упростят жизнь москвичей. Мы сможем еще быстрее платить за услуги ЖКХ, появится больше камер, что сделает город безопаснее. Но сами по себе технологии не могут качественно изменить ситуацию – умный город это не только про технологии, это еще и про «умных горожан» и про «умную власть».

    Будущее за теми регионами, которые управляются и настраиваются так же быстро и просто, как, к примеру, Яндекс.Пробки, когда в режиме реального времени автомобилисты перестраивают свой маршрут движения. В таком же ритме должен жить современный мегаполис и с точки зрения управления. Получится ли это? Покажет время.

    Илья Заливухин, архитектор-градостроитель, вице-президент Союза московских архитекторов:

    — Москва и ближайшее Подмосковье – это единый регион, который должен развиваться по одним законам. На мой взгляд, у Химок и Куркино, у Красногорска и Строгино должны быть одинаковые бюджеты на благоустройство, транспорт и т. д. Логично, чтобы метро пришло и в Химки, и в Мытищи, и в Балашиху.

    Для меня именно эти территории – истинная Новая Москва, появившаяся не по административному распоряжению, а в силу исторической закономерности. Не нужно строить в полях многоэтажки, где нет инфраструктуры, логичнее создавать инфраструктуру там, где уже живут люди. В высокой плотности населения нет ничего плохого – важно качество городской среды.

    Сегодня с подачи журналистов используется термин «Коротищи» – под ним понимают неформальное название агломерации Королева и Мытищ, а также других подмосковных городов, окружающих столицу. Избежать геттоизации подобных территории поможет равномерное распределение бюджета. Для меня Москва заканчивается ТТК, а дальше начинается Московская агломерация.

    Программа «Мой район», предусматривающая благоустройство и развитие транспорта, должна касаться не только столицы, но и ближайшего Подмосковья. Очевидно, что на реализацию этих целей нужны бюджетные средства, которые сегодня не запланированы.

    Отдельно требуется программа по обустройству дач – газификации, строительству дорог, школ, детсадов и др. Это позволило бы сократить «школьную» маятниковую миграцию. Тем самым мы создадим развитие для «одноэтажной России», которая по факту уже есть.

    Нельзя на всей территории города ограничивать высотную застройку. Рядом с метро можно и нужно строить небоскребы и сокращать количество парковок, а в удалении от метро, в каких‑то районах достаточно построить здания высотой в пять этажей.
    Столице не хватает программы с условным названием «Жилой центр» – это программа редевелопмента офисов и промышленных площадок в жилые комплексы. Да, сейчас на месте промзон открываются лофты, создаются новые модные общественные места. Но этот процесс идет недостаточно быстро – у нас в центре живет слишком мало людей.

    Олег Матвейчев, политолог, член общественной палаты Москвы:

    — По данным международных аналитических агентств McKinsey&Company, PwC, Москва занимает шестое место в мире по уровню комфорта проживания (параметры включают развитие транспортной инфраструктуры, цены, экологию, реализацию концепции «умный город» и т. д.). Одна из глобальных задач – стать городом номер один. И в ближайшей перспективе будут сделаны новые шаги к этому.

    За последнее время в столице на 30 процентов уменьшилась преступность из‑за установки камер – эта тенденция будет продолжена. Будут продолжаться программы по социальной поддержке, созданию безбарьерной среды и т. д. Будет развиваться транспортная инфраструктура – строиться новые развязки, линии метрополитена, наземное и подземное метро. Ресурсов в Москве на эти проекты достаточно – и финансовых, и человеческих, и административных и каких‑либо еще. Бюджет столицы многие годы профицитный.

    Единственное, что может помешать столице развиваться – это экономические войны вне России. Но если мы сможем противостоять нашим западным партнерам и сохраним общую стабильность – то все заявленные Собяниным проекты реализуются – и мы будем жить в обновленной Москве – самом комфортном городе мира.

    Вячеслав Данилов, исполнительный директор Центра политического анализа:

    — У Собянина амбиций политика государственного уровня, как в свое время у Лужкова, нет. Москва – вершина его карьеры. У Лужкова было много «народного». Он был мэр-популист, и как у всех мэров с замашками Манилова, у него навалом несбывшихся проектов в пользу бедных. Собянин управленец другой стилистики, так что его ошибки не так заметны, не подчеркнуты силой харизматичной кепки. Но случившийся факт: сегодня у Москвы есть мэр, причем мэр с легитимностью выше подавляющего большинства глав регионов.

    Если не случится никакого катаклизма, то в ближайшую пятилетку все будет более-менее как сейчас: программа «Моя улица» будет копать центр, откроется еще пара десятков станций метро; снесут все хрущевки по программе реновации; коммерческая недвижимость будет продолжать расти в цене, постепенно монополизируя рынок; продолжится имущественное расслоение районов.

    Для превращения Москвы в глобальный город, у нее пока нет слишком многого – политического и управленческого единства с регионом, мощного финансового центра и многого другого. Что же касается заявленных проектов – от реновации до реконструкции городской транспортной системы – то тут уж сомневаться не приходится. Собянин крайне упрямый менеджер, и все что он обещал или хотел, он сделает. Не сегодня, так завтра.

    Поделиться