Москва глазами инженера

АЙРАТ. Родился и вырос в
Казани, там же стал
инженером-строителем.
А пять лет назад переехал
в Москву и начал заниматься
туристическим бизнесом.
Его компания Moscow
Free Tours проводила
экскурсии на английском.
Айрат начал искать новую
нишу и возможности для
реализации себя как
историка-инженера.
Фото со страницы
Айрата в фейсбуке

Заглянуть внутрь небоскреба, подняться на МГУ или узнать, как устроен дом Наркомфина, — все это может сделать любой. Достаточно прийти на одну из экскурсий «Москвы глазами инженера».

 
Основатель проекта, Айрат Багаутдинов, рассказал «Малому бизнесу» о том, как построить бизнес на внутригородском туризме, и почему история строительной инженерии не должна быть похожей на тушенку.
 
НАЧАЛО ПРОЕКТА. «История строительной техники в советские годы существовала как самостоятельная ветвь науки, но потом оказалась забытой, — рассказывает Айрат. — Мне хотелось рассказать людям об истории московской инженерии. И я сделал проект, который первое время воспринимал как личное хобби».
 
Началась «Москва глазами инженера» как публичные лекции в книжных. Затем появились мастер-классы, ставшие одним из крупнейших направлений, ведь важной миссией проекта Айрат видит формирование слоя будущих инженеров. А два года назад под угрозой сноса оказалась Шуховская башня. «Мы включились в кампанию по ее защите, провели две первые велосипедные прогулки, — рассказывает Айрат. — И я окончательно понял, что могу проводить экскурсии не только для иностранцев».
 
ПРИВЯЗАТЬ К МОСКВЕ. Команда проекта состоит из 13 сотрудников — шестеро в офисе, а семь ведут экскурсии и мастер-классы. У экскурсоводов особая роль.
 
«Сегодня жители мегаполисов очень сильно отчуждены от города, от корней, — объясняет Айрат. — Как можно почувствовать себя москвичом, если ты родился в Бутове, снимаешь квартиру в Тушине, а работаешь на КитайГороде? Исторически ты рождался в своем районе и с молоком матери, через разговоры с соседями впитывал его историю. Сейчас все поменялось. И вот эту отчужденность экскурсоводы искореняют.
 
Они должны стать связкой между ушедшими и нынешними поколениями. Экскурсовод привязывает человека к его городу».
 
Айрат уверен, что даже если бы проект не стал приносить деньги, он все равно бы продолжился. Потому и в команду набирает людей, которые «горят» идеей. При этом только двое из них гиды. Остальная часть команды — работающие инженеры и искусствоведы, которые пришли в проект, чтобы посмотреть, что «прячется» внутри зданий. В итоге получился интересный синтез.
 
ПОКОЛЕНИЯ. Детям команда проекта рассказывает об универсальнос- ти инженерного мышления, старается привить навыки, которые пригодятся в любой сфере жизни. Инженеры умеют все: конструировать, экономить...
ПОКОЛЕНИЯ. Детям команда проекта рассказывает об универсальнос- ти инженерного мышления, старается привить навыки, которые пригодятся в любой сфере жизни. Инженеры умеют все: конструировать, экономить… Фото с сайта engineer-history.ru
 
МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ИСТОРИЕЙ. Экскурсоводам важно попадать внутрь сооружений, чтобы можно было показать конструкции вживую, а не на чертежах. 
 
Владельцы зданий с удовольствием идут навстречу, и Айрат уверен, что в будущем экскурсионные бюро могут стать коммуникаторами между историей, горожанами и бизнесом. «Реальность такова, что городские департаменты рады нам помочь, но, как ни парадоксально, зачастую у них даже меньше ресурсов, чем у бюро.
 
Госучреждения не всегда могут построить эффективный пиар-отдел, — поясняет он. — Нам как бизнесу с бизнесом договариваться проще, потому что мы говорим на языке пиара и денег. Сами того не понимая, мы стали восприниматься многими как коммуникационное агентство. После того, как появилось определенное реноме, к нам стали обращаться крупные компании с просьбами сделать экскурсию на объект. Потому что все
ищут нелинейные инструменты продвижения. Оказывается, мы можем выступать медиаторами между публикой и бизнесом».
 

АУДИТОРИЯ: Сейчас у бюро проходит до 40 экскурсий в месяц, их посещают около 1000 человек. Экскурсии большей частью рассчитаны на местных жителей

ИСТОРИЯ НЕ ТУШЕНКА. Еще одна важная идея экскурсионного бюро — гражданственность. «Это понимание того, что ты живешь не просто, чтобы заработать себе на квартиру, машину и дачу, — поясняет Айрат. — Ты член общества и должен вкладывать усилия во благо этого общества. Сколько сделали для города те же фабриканты? Они служат примером невероятной гражданственности».
 
Особый подход в «Москве глазами инженера» и к восприятию истории, знание которой, по мнению создателя проекта, необходимо не только для того, чтобы блеснуть эрудицией. Знание можно применить и на практике, ведь все идет по кругу. «Мы не хотим показывать историю как законсервированную тушенку. Ведь вы можете быть на шаг впереди, придумать что-то. Если ты знаешь историю, ты видишь будущее».
 

УЧЕБА: В прошлом году Айрат запустил «Школу гида». Сейчас он делает это вместе со «Стрелкой». Оказалось, экскурсоводы нужны везде!

РАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ. Совокупная проходимость всех столичных экскурсионных проектов в месяц — 5 тысяч человек.
 
На мегаполис! Поэтому так важно не соперничать, а совместно развивать рынок внутригородского туризма. «Некоторые компании думают, что они делят рынок, — говорит Айрат. — Но это смешно, рынка нет, нечего делить. Поэтому, когда меня просят рассказать, как построить туристический бизнес, я с радостью соглашаюсь. Чем больше проектов в Москве, тем нам же лучше».
 
Проект выходит и в новые города. Недавно начал свою работу филиал в Петербурге. Его задача — привить петербуржцам привычку ходить на городские экскурсии. Ведь на первый взгляд в Северной столице туристическое направление развито лучше, чем в Москве. Однако все предложения рассчитаны на гостей, а ниша экскурсий для жителей не занята. Следующим городом Айрат видит родную Казань. Потом Екатеринбург, Новосибирск и Томск. «При создании проекта я не строил планов и перспектив.
 
Я до сих пор, к своему стыду, думаю максимум на несколько месяцев вперед. Но хотелось бы через пять лет открыть хотя бы пять филиалов в крупнейших городах России, — делится Айрат. — Сейчас нам не очень интересно просто наращивать прибыль. Нам хочется развивать инфраструктуру, развивать отрасль, а деньги отошли на второй план».
Поделиться