Вид на «Москву-Сити» со стороны набережной Тараса Шевченко. Фото Евгения Гладина
Цели проекта делового центра «Москва-Сити» очень амбициозны: создать не только новый столичный центр бизнеса, символ успешности города, но и соединить национальные традиции градостроительства с лучшим мировым опытом.
Как все начиналось. По словам Бориса Тхора, автора архитектурной концепции «Москва-Сити», с 1960-х годов зрела потребность вывести деловую функцию из центра. В 1988-1989-х годах архитекторы сформулировали концепцию «Сити». Ее основа — образ квартала башен, подпирающих небо и отражающихся в зеркале реки. К 1992 году появилась общая композиция. Задумано, что «Сити» растет по большой спирали — от низких зданий на набережной к вершине в центре, что перекликается с ансамблем Кремля.
Быстрое развитие сменилось стагнацией |
|
Московский Международный деловой центр «Москва-Сити» |
|
Чтобы увеличить изображение, нажмите на него
$ 12 млрд |
Компании, участвовавшие в проектировании «Москва-Сити»:
-
ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы;
-
«Персональная творческая мастерская архитектора Михаила Хазанова»;
-
ООО «Архитектурная мастерская №19»;
-
RMJM Scotland (Великобритания);
-
NBBJ (США);
-
ENKA, CCI (Турция), РТКЛ ЮК;
-
ООО «Натал»;
-
Swanke Hayden Connell Architects (США);
-
Summa Construction (Турция);
-
ASP Schweger Assoziierte Gesamtplanung GmbH;
-
Nps Tchoban Voss Architekten BDA;
-
«Моспроект-2 им. М.Б. Посохина», мастерская №6;
-
«Skidmore, Owings & Merrill LLP»;
-
Norman Foster and Partners (Великобритания);
-
ООО «Международный центр высотного строительства»;
-
ООО «АБК»
-
«Skidmore, Owings & Merrill LLP»
-
«Costas Kondylis & Partners LLP» (США);
-
«Проектный институт №2»;
-
«Акрополь-ЭМИС»;
-
«Архитектурная мастерская А.Асадова».
«Cити» будет скромнее, чем задумывался |
За 14 лет с начала реализации проекта возведены мост «Багратион», некоторые объекты инфраструктуры (в том числе подземной) и лишь четыре небоскреба. Сдача других постоянно переносится. К концу 2010 года обещано закончить еще семь высоток, к 2014 году — еще несколько. От строительства трех башен пока отказались. На месте двух из них планируются многоуровневые парковки. |
М-образная башня мэрии получит красную подсветку, а «Меркурий Сити» — золотистое остекление. Фото с www.mon-arch.ru, www. mercury-city.com
|
Сложности |
НЕ ДОБРАТЬСЯ. Арендаторы готового крыла башни «Федерация» добираются к ней с трудом из-за продолжающейся стройки и затянувшегося возведения Северного въезда в «Сити». Проблему облегчит прокладка 1-го Красногвардейского проезда, но для этого надо расселить и снести десяток многоэтажек. НЕХВАТКА ПАРКОВОК. Когда ММДЦ планировался, предполагалось, что там построят 2,5 миллиона квадратных метров площадей офисов. Потом эта цифра выросла до 4,7 миллиона. А на парковку запланировано лишь чуть больше 20 тысяч машиномест. Возможно, частично проблема снимется, если построят паркинги на месте несостоявшихся небоскребов — на участках 17–18 (башня «Россия») и 20 (офисно-выставочный центр). ДОЛГИ. Mirax Group, застройщик и девелопер башни «Федерация», рискует потерять объект. Башня может перейти Альфа-банку, который сначала выкупил у Credit Suise просроченные долги Mirax Group, а затем через суд добился ареста главных активов «Миракса» (в том числе «Федерации»). В течении полутора лет застройщик должен вернуть банку $250 миллионов. Аналогичные проблемы и у некоторых других компаний. Еще в июле Высокий суд Великобритании по требованию банка ВТБ наложил обеспечительный арест на активы своих должников, не расплатившихся вовремя по кредитам, — Шалвы Чигиринского и компании Gradison Consultant Inc, в том числе — на участок 24,1 га для башни «Россия». НЕХВАТКА АРЕНДАТОРОВ. Не меньше четверти готовых офисов в «Сити» пустует. |
Башня «Россия» |
|
612 метров, 118 этажей КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ. В ноябре 2008 года строительство остановлено из-за проблем с финансированием. Зимой 2009 года Фостер закрыл свой российский офис. Московские власти объявили о снижении высоты башни до 200 метров и переносе сроков сдачи объекта на 2016 год. СТОЯНКА. Весной Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы, заявил, что на участке, где хотели строить башню «Россия», построят многоуровневый наземный паркинг на 530 мест. |
Несбывшиеся футуристические проекты |
Проекты 800-метрового «Ивана Великого» (вверху слева) на фоне Сити и 280-метрового небоскреба-арки там же. Авторы: Александр Асадов, Карен Сапричян, Андрей Асадов, Александр Порошкин, Наталья Порошкина, Дмитрий Зражевский.
Иван Великий третьего тысячелетия. Образ колокольни Ивана Великого — самой высокой постройки средневековой Москвы — появился в проекте «Архитектурной мастерской А.Асадова» как один из трех вариантов застройки 24-го и 25-го участков. Они разнесены на 120 метров, поэтому родилась идея объединить участки общим объемом. Возникла композиция, похожая на Эйфелеву башню, но на двух опорах. На отметке 450 метров опоры соединяются и поднимаются до 800 метров. Конструкция очень устойчива и прекрасно организует пространство, поскольку сквозь здание «проходит» воздух, и оно выглядит легким, несмотря на размеры. На разных высотах — платформы с озеленением, кафе и смотровые площадки для туристов.
Третий, утвержденный заказчиком, вариант: пара высоток (200 и 160 м), похожих на крылья бабочки.
Архитекторы Александр (слева) и Андрей Асадовы, отец и сын. |
Небоскреб-арка. Полукруглое здание высотой 280 метров — второй вариант застройки участков 24–25, также предложенной «Архитектурной мастерской А.Асадова». Идея: создать подобие триумфальной арки — ворот «Сити». Эта пространственная форма достойно завершает композицию делового центра и смягчает сверхконцентрацию стеклянного леса небоскребов. Проект подробно проработали в НИИ строительных конструкций им. Кучеренко. Архитекторы вместе с Владимиром Травушем, главным конструктром «Сити», сделали конструктивную схему, рассчитали колебания, даже аварийные нагрузки, и пришли к выводу, что здание построить реально. Правда, препятствием было то, что в мире пока никто не производит наклонные лифты.
Ссылки
|
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Андрея Асадова, генерального директора
«Архитектурной мастерской А. Асадова» (www.asadov.ru).
Над публикацией работали: Игорь Романенко (текст), Алексей Коньков, Юлия Аделова (дизайн, верстка), Евгений Гладин (фото).
В следующем выпуске: