Москвич собрал дома 30 тысяч пластинок

Дома у Григория Качурина можно услышать голоса Сталина и Ленина, свадебные марши, записанные более ста лет назад, шлягеры 30-х и 40-х, церковные хоры царской России. Григорий собирает старые граммофонные пластинки. По его жилищу приходится ходить боком, лавируя между корпусами проигрывателей, стеллажами, шкафами и коробками с пластинками. В его коллекции порядка 30 тысяч штук, сколько точно — неизвест­но. Учитывая, что одна виниловая пластинка весит 100 – 150 граммов, в квартире Георгия Качурина собрано более трех тонн музыки. Григорий прослушал меньше половины из них: «Когда слушать? Надо собирать».

НАСЛЕДСТВО

Грампластинками называют любые диски с записанным на них звуком, которые воспроизводятся при помощи иглы. Пластинка, выпущенная в 1898 году, не сильно отличается от современной. До 1948 года пластинки изготавливались из шеллака — особого вида смолы. Они быстрее приходят в негодность из‑за того, что их легко поцарапать и разбить. После этого пластинки стали делать из винила. Шеллаковые пластинки можно прослушивать и на современных проигрывателях на скорости 78 оборотов в минуту. Обычные пластинки, как правило, слушают на скорости 33 оборота в минуту.

Коллекционирование — эстафета, которую Григорий принял от своего отца-инженера. От него остались собрания старого джаза, рок-н-ролла, а также много трофейных немецких записей военного времени — танго и фокстроты. «Он не был собирателем в упертом смысле слова, он собирал для души», — рассказывает Григорий.

После того как коллекция перешла к нему, Качурин-младший решил, что в память об отце ее стоит продолжить, и по­степенно сделал собирание записей делом своей жизни. Сначала он пытался совмещать его с основной работой в Музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева, но потом ушел оттуда: «Если этим [коллекционированием] заниматься серьезно, на это уходит не то что много времени, а вся жизнь вообще».

Сейчас средства на жизнь и на покупку новых пластинок Качурин добывает продажей антиквариата. Его мать поддержала увлечение сына и стала ему помогать: техник по профессии, она стала ремонтировать старые патефоны и граммофоны.

ПРОЦЕСС

«По молодости собирал все пластинки, которые только мог достать. Но в целом это, скорее, ошибка», — говорит Качурин: у коллекционера должен быть критерий для поиска и составления коллекций.

Сейчас Григорий собирает либо редкие записи, к примеру, самые первые односторонние пластинки конца 19-го века, хранящие по одной-две минуты музыки, либо записи своих любимых исполнителей. Это песни Вертинского, Петра Лещенко, Георгия Виноградова и многих других рус­скоязычных исполнителей.

ХРАНИТЕЛЬ

В его коллекции — тысячи часов непрерывного звучания. Возможно, когда-нибудь он передаст коллекцию в музей. Просто оцифровать записи и выложить их в Сеть он не хочет. Григорий считает, что «слив» редких и уникальных записей в общий доступ подрывает ценность коллекции.

«Коллекционер — это не владелец, это хранитель, — говорит Григорий. — Сегодня ты это имеешь, а завтра у тебя сосудик в голове лопнул — и все. А коллекцию с собой на тот свет не возьмешь. С годами к этому приходишь и понимаешь: не нужно хвастаться. Нужно любить искусство в себе, а не наоборот».

Если вы хотите найти какую-либо пластинку или продать ненужную коллекцию винила, свяжитесь с Григорием Качуриным по телефону 8-925-517-69-31 или по электронной почте: ygrigorija@yandex.ru.

Читайте также

Фильтр