Мылое дело

Фото Алексей АНТОНОВ

История о том, как московские подруги, случайно попав в Коломну, стали мыловарами, производителями игрушек и поставщиками ГУМа

Если вас с завязанными глазами проведут в цех коломенской мануфактуры «Душистыя радости» и уже на месте снимут повязку, то не сразу и поймете, где вы. Будет ощущение, что на кухне хорошего ресторана с шеф-поваром, помешанном на чистоте. Десятки кастрюль из нержавейки, плиты, блестящие раковины. Сладкие натуральные ароматы будут подсказывать, что это, вероятно, кондитерская. Но с толку сбивает сушильный шкаф. И его содержимое. Там, подвешенные за шиворот, висят… Деды Морозы. Но без бороды и усов они похожи на пупсов в купальных шапочках.

– Еще не поседели от общения с нами, – шутят сотрудницы мануфактуры, шустро макая тоненькие кисточки в гуашь.

Новый год. Дед Морозы сперва похожи на пупсиков. Борода, брови и богатая шапка превращают этих юнцов в седовласых волшебных старцев. Фото Алексей АНТОНОВ

Пара быстрых мазков, и у заготовки из папье-маше появляются глазки и реснички. Это будущая Снегурочка. Вскоре и Дед Мороз, и Снегурочка в компании еще десятка разнообразных ватных новогодних игрушек будут упакованы в изящные музыкальные коробки-сюрпризницы и разлетятся под Новый год по офисам в качестве подарков. Основу подарка составит душистое мыло ручной работы, сваренное по рецептам 19 века – разнообразное по форме, запаху, виду. С такого мыла все и началось.

720 кусков – дневная производительность мануфактуры «Душистыя радости». Производство полностью ручное.

Непростая форма

Московский дизайнер Наталья Бакушина со своей лучшей подругой Мариной Волковой работала летом 2011 года над интерьером коломенского детского клуба. Проект был долгим. Дамы успели перезнакомиться с творческой интеллигенцией города, в том числе и с авторами проекта развития коломенского посада Еленой Дмитриевой и Натальей Никитиной.

К Женскому дню дизайнеры приготовили новым знакомым милые сувениры – мыло ручной работы в стильной упаковке с фотографиями местных музеев. Подарки вызвали восторг.

Начались обсуждения: «почему до этого никто не додумался, это же замечательный коломенский сувенир». Кто‑то в шутку спросил: «А огурец из мыла сделаете? Как Брокар (основатель крупнейшего парфюмерного товарищества в дореволюционной России. – Прим. ред.) в XIX веке».

– У нас есть приятель, судмедэксперт, – рассказывает Наталья. – Он умеет реконструировать лицо по черепу, отливает каждый раз новую форму. Спросили, может ли отлить форму под огурец. Он позвонил на следующий день: «Забирайте!»

Изготовление огурца оказалось делом непростым. Знаний не хватало, подруги засели за изучение секретов варки мыла. Нашли рецепт прозрачного глицеринового, добавили красителя. Получилось!

Подруги. Наталья Бакушина и Марина Волкова дружат с юности. По их признанию, они «ближе, чем сестры». Фото Алексей АНТОНОВ

Наталья и Марина «заболели» идеей сделать новый музейный проект. В XIX веке в Коломне среди кожевенных, мясных, кондитерских лавок была и лавка «Торговля мылом купца Григория Суранова». Подруги поняли: это знак! Власти были готовы отдать в аренду под проект «здание четвертой стадии руинирования».

Но потенциальным инвесторам идея не глянулась. Дом был без крыши и перекрытий, фактически одни стены. Бизнесмены говорили: «Мы в такое не играем!»

Самостоятельный полет

На пороге 2012 года подруги поняли, что придется воплощать мечту о сказке на свои накопления. Сюжет видели таким: мыловаренное производ­ство по рецептам XIX века, реализация товара в помещении, стилизованном под купеческую лавку. Там же музей мыла. А в подвале пространство для мастер-классов. И назвать это все: «Душистыя радости».

Мужья взяли финансовое бремя по содержанию семей на себя. Подруги четыре года работали без зарплаты. Как и примкнувшая вскоре к ним дочь Натальи – Дарья.

Вообще за Дашей репутация человека, «заработавшего фирме первые пять миллионов». Имея диплом выпускника финакадемии и опыт работы в нефтяном секторе, девушка составила для «Душистых радостей» план развития, предпринимательницы получили под него беспроцентный заем в пять миллионов, победив в конкурсе «Социальный предприниматель» от фонда «Наше будущее». Даша же корпела над документами на субсидию от администрации Московской области. Субсидии «Душистыя радости» получали дважды – около миллиона рублей и 400 тысяч. Сейчас Даша финансовый директор компании.

Мыловары на заем провели реконструкцию здания будущего музея. Но денег для полноценного старта все равно не хватило. Часть фактически потеряли во время кризиса 2014 года – согласование подключения электричества, газа, канализации затянулось.
– Если бы документы согласовали оперативно, мы бы не попали в «ножницы», когда цены выросли, – сетует Наталья. – А так пришлось брать еще – уже под 9 процентов.

Ностальгия. Большинство игрушек выполнены по образцам из дореволюционных и довоенных журналов. Фото Алексей Антонов

«А дороже сможете?»

Срочно требовались новые каналы дохода.

– В лавке шел ремонт. Мы понимали, что даже с ее открытием не достигнем приличных оборотов, – рассказывает Наталья. – Решили выйти на рынок корпоративных подарков.
Рынок недорогих подарков – очень конкурентный сегмент. Пробиться среди пряников, кружек и брелоков непросто. Пошли ва-банк – разослали предложения крупным корпорациям.

– Заказчикам нравился формат: ароматы, натуральный состав, изящная упаковка, – рассказывает Наталья. – Они составляли несколько вариантов наполнения и спрашивали: «это сколько стоит?» Мы считали: 200+350+150 рублей. Дороже двух тысяч не выходило. И слышали в ответ: «У нас бюджет на vip-подарок 11 тысяч. Когда придумаете, чем наполнить, обсудим».

Подруги пошли в архивы: заказывали каталоги конца XIX века, искали, чем удивляли взыскательную публику мыловары и поставщики императорского двора.

Исхищрялись фабриканты как могли. Один печатал на многослойной упаковке рецепты изысканных угощений, другой вкладывал схему для вышивания. В общем, киндер-сюрприз образца XIX века. Продолжали искать. Пока не нашли изображения «коробок-сюрпризниц» – упаковка выглядела как музыкальная шкатулка. А еще Брокар к каждому Новому году выпускал коллекцию изящных елочных игрушек из картона, жести и ваты. И это стало будущим хитом Натальи, Дарьи и Марины.

Папье-маше. Кукольные лица расписывают вручную. Исходник – папье-маше. Фото Алексей АНТОНОВ

Промониторив рынок, поняли – производства ватной игрушки в России нет! Есть штучные мастера и видеоуроки. И вскоре появились первые клоуны, дамы в шубках с муфтами, гимназисты. Состоятельный корпоративный заказчик встретил такой ассортимент на ура – у многих в семейной коллекции сохранилось что‑то подобное.

Сахарный сироп – Один из самых неожиданных компонентов натурального глицеринового мыла. Он придает прозрачность мылу.

Огурец от судмедэксперта

Первым делом в ассортимент лавки включили те самые огурцы, отлитые в форме, подаренной судмедэкспертом. Они и сейчас продаются корзинами – очень ходовой оказался товар.
В лавке хранится реплика толстенного тома «Мыловарение», изданного в 1900 году. Это методичка позапрошлого века, где от а до я расписаны все этапы и секреты.
Мини-мыловарню сперва открыли на кухне у мамы Натальи, когда та уехала на дачу. За лето надо было найти производственную площадку.

– Взяли в аренду сто метров на заводе «Текстильмаш», отремонтировали. Штат – пять человек вместе с основательницами. Но оптимистично ремонтировали с расчетом на большой коллектив: оборудовали душевую, зону отдыха, кухню, – вспоминает Наталья. – Сейчас у нас 21 человек, много сотрудников из многодетных семей. А первая нанятая на работу сотрудница – Татьяна Савельева – возглавляет производство. Наш проект называют примером социального предпринимательства. Постепенно расширяемся. Отремонтировали цех, где производим новогодние игрушки. Наша статистика продаж развенчивает миф, что новогодняя игрушка продается два месяца в году. У нас в лавке она популярна круглый год.

Словно подтверждая эти слова, раздается звонок: в лавку пришел коллекционер, которому нужен «мальчик с самолетом» и «девочка на шаре» – они в лавке как раз закончились, продавцы просят проверить, не остались ли такие еще на складе производства.

150–900 рублей – средняя цена за кусочек мыла или набор. Довольно высокую стоимость производители объясняют тем, что в рецептуру каждого сорта входит 5–7 эфирных масел и только натуральные жиры. Удешевить процесс можно, только введя в состав синтетические компоненты. Но от этой идеи отказались еще на старте.

Как брали ГУМ

И снова звонок. Дам зовут на профессиональную выставку. От участия в ней они отказываются, нет времени. Но, справедливости ради, отказываются с сожалением. Это практически упущенная возможность. Как-то на выставке они познакомились с руководителями Гастронома № 1 в ГУМе, которым понравился их формат.

– У нас очень эмоциональный продукт – он вызывает восторг, улыбку, желание потрогать-понюхать. Незадолго до 8 Марта раздался звонок с предложением разместить продукцию в гастрономе, – рассказывает Наталья. – Теперь там столпотворение иностранных туристов. План по объему продаж стабильно выполняется.

А еще «Душистыя радости» были, пожалуй, единственными, кто не входил на тот момент в число арендаторов, но имел в ГУМе свою елочку.

– Мы раз в неделю обязательно ехали пополнять коллекцию. Несмотря на камеры, нашу елочку регулярно «общипывали», – рассказывает Наталья.

Выход на такую площадку диктует и ассортимент. Сейчас, например, на рабочем столе в кабинете у предпринимательниц лежит… комплект нижнего белья для дам – панталоны и камисоль (короткий топ на бретельках. – Прим. ред.).

– Мы расширяем ассортимент за счет дамского «щепетильного товара», – рассказывает Наталья. – Это бархатные броши с вышивкой, бутоньерки, косметички, шейные платки, масляные духи. Много идей находим в «Модном курьере», у нас есть подшивка за 1899 год. Нашли там и вот такой комплект. Это панталоны и камисоль исторического кроя, из тончайшего батиста с французским кружевом и шелковыми лентами, повседневная одежда для дамы конца XIX века. Комплект ждет своей упаковки и, скорее всего, в итоге попадет на полку ГУМа.

Поделиться