На какие педали стоит нажимать при воспитании своего ребенка

Накануне учебного года проект «Традиции детства» организовал встречу Юлии Гиппенрейтер, автора педагогических бестселлеров и психолога, с родителями.
 
«Мой район» публикует наиболее интересные цитаты психолога.
 
ИДТИ ПО ЖИЗНИ ИГРАЯ. «Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? — предвосхитила вопросы Юлия Борисовна. — Никак, не заставить. Как нельзя заставить любить». Гиппенрейтер привела в пример исследование психолога Маслоу. Он изучал людей, удовлетворенных жизнью.
 
«Они доброжелательны, не злы и не завистливы, очень хорошо общаются, — описала счастливчиков эксперт. — У них есть круг немногочисленных, но верных, друзей. Они любят глубоко и их глубоко любят в семейных отношениях».
 
Фундамент этих людей: у них нет разделения на «это труд, а это — удовольствие».
 
«Когда они работают, они как будто играют, они не различают труд и игру. Трудясь, они играют, играя, они трудятся», — отмечает психолог. 
 
Гиппенрейтер утверждает, что дети рождаются с потенциалом счастливых людей. Они любознательны. Они начинают сыпать сто тысяч «почему?». А родители не всегда готовы отвечать. И любознательность угасает. «Угасает любознательность, если ребенку велят не задавать глупых вопросов, — отмечает Юлия Борисовна. — «Вырастешь — узнаешь», хватит дурацкими делами заниматься, вот ты бы лучше…»
 
Неприемлемым в отношении учебы ребенка психолог считает как метод кнута, так и пряники. И то и другое губительно. 
 
ОЦЕНКИ — НЕ ЗАЛОГ СЧАСТЬЯ. «Послушный ребенок может окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно жить, — предупреждает Юлия Борисовна. — Пусть он лучше вырастет счастливым почтальоном, чем академиком-неврастеником».
 
Главный совет — не «нахлобучивать» ребенка из-за неурядиц в школе, поддерживать интерес к учебе.
 
В ЧЕМ ПРИЧИНА НЕУСПЕВАЕМОСТИ. «Дети в школе страдают от отсутствия мотивации, — отмечает она. — Многое не понимается, а выучивается. И это неинтересно. Когда читаешь книгу, не хочется ее запомнить наизусть, важно схватить суть, по-своему прожить и пережить сюжет. Этого школа не дает, школа требует учить параграф « от сих до сих». Вы не можете понять за ребенка физику или математику, а из детского непонимания растет неприятие точных наук».
 
Гиппенрейтер советует наблюдать, где именно ребенок не понимает материал.
 
И искать возможность практического применения. В качестве примера приводит историю, когда в Узбекистане дети в классе поголовно получали по математике «двойки», а когда пришло время помогать родителям торговать арбузами — усвоили и сложение, и умножение. Просто возникла практическая потребность.
 
ПРОТИВ РАННЕГО РАЗВИТИЯ. «Методики раннего развития, раннего чтения, ранней подготовки к школе популярны, — признает психолог. — Но дети должны до школы играть! Взрослые, о которых говорила в начале, — Маслоу их назвал самоактуализанты, — они играют всю жизнь».
 
Иногда игры приводят к открытиям.
 
«Я все время играл, мне было интересно все вокруг, например, почему из крана идет вода, — цитирует психолог физика Ричарда Фейнмана. — Думал, по какой кривой.
 
Стал вычислять. Наверняка она уже давно вычислена, но какое это имело значение!».
 
Став ученым, Фейнман работал над проектом атомной бомбы. В какой-то момент почувствовал, что выдохся. И тут взгляд в студенческой столовой упал на то, как младшие коллеги баловались, подбрасывали и крутили пустую тарелку на пальце.
 
«Я заметил, что крутится она быстрее, чем качается, — вспоминал потом Ричард».
 
И молодой ученый стал высчитывать соотношение между вращением и колебанием. 
 
Старший коллега лишь пожимал плечами, считая это мальчишеством. Высчитав это соотношение, Фейнман установил закономерность, которая принесла ему Нобелевскую премию.

Читайте также

Фильтр