Наказать за смс-спам

Наказать за смс-спам  фотоМосквичка Наталья Шулакова регулярно борется с смс-спамом у себя в телефоне. На счету девушки уже 20 компаний, которые вычеркнули ее номер из своей телефонной базы, некоторые из них были оштрафованы.
 
«Вначале я стараюсь уладить вопрос по‑хорошему, — рассказывает Шулакова. — Как только на меня начинают сыпаться рекламные сообщения от какой‑то компании, я звоню туда и прошу, чтобы мой номер убрали из рассылки. Обычно понимают сразу и откликаются на просьбу, иногда надо поскандалить. Но бывает, что дело доходит до обращения в антимонопольную службу».
 
Недавно по жалобе Натальи на 100 тысяч рублей была оштрафована компания, которая рекламировала коттеджные поселки в смс-рассылке. Также неделю назад москвичка отправила жалобу на один из столичных банков за спам. «Сервис должен быть умным, а не назойливым», — уверена Шулакова.
 

76 % 
пользователей сотовой связи 
страдают от мобильного спама. Из них 65 % регулярно получают SMS-рассылки, а около 2 % — рекламные звонки.

БЕЗ ГАЛОЧКИ. Если покупатель, оформляя скидочные или бонусные карты, не дает согласие на получение смс-рассылки (не ставит галочку в анкете), рекламу присылать не должны. Часто компании этим пренебрегают, рассылая спам на почту, телефон и в мессенджеры, тем самым нарушая федеральный закон «О рекламе». За прошлый год около 1,5 тысяч жалоб на мобильный спам рассмотрела московская областная ФАС. Более 10 миллионов рублей — сумма наложенных штрафов. Кстати, мобильных операторов за распространение спама не штрафуют, если сообщения идут с обычных «длинных» номеров. Но если сотовая компания предоставляет спамеру определенное программное обеспечение и сервисы с короткими номерами, в такой ситуации есть основания привлечь оператора за распространение рекламы.
 
Если же покупатель поставил в анкете галочку на получение рекламы, закон в этом случае работать не будет. Придется улаживать вопрос с смс-рассылкой самостоятельно.
 
МЕССЕНДЖЕРЫ. Мобильные операторы замечают, что количество смс-спама постепенно сокращается. Рекламные сообщения уходят в онлайн-мессенджеры: «Viber», «What’s up», «Telegram» и другие. Это очень усложняет задачу антимонопольной службе, так как найти в интернете отправителя рекламы практически невозможно. «В сети не остается следа от спамера, — объясняет Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС России. — У операторов мобильной связи мы можем отследить всю цепочку сообщений и в итоге найти отправителя. С мессенджерами такая система не работает, там непонятно, откуда начинать поиск. В этом смысле у нас есть проблема». Никитина посоветовала пользователям блокировать рекламу в мессенджерах самостоятельно.
 

Как правильно написать жалобу на смс-спам

Сделайте скрин (фотографию) дисплея телефона или распечатку электронной почты с текстом рекламного сообщения. Если это звонок, то сделайте аудиозапись. У своего мобильного оператора запросите заверенную детализированную выписку, подтверждающую поступление смс-сообщения или звонка.
 
На сайте федеральной антимонопольной службы moscow.fas.gov.ru распечатайте образец заявления на обработку персональных данных, подпишите его. После этого сделайте скан или фото заявления. Соберите все документы и вышлите по электронной почте to77@fas.gov.ru. Также жалобу можно отправить письмом по адресу: Москва, Мясницкий проезд, дом 4, стр. 1, индекс 107078.
 
В течение месяца истцу должны сообщить о том, берет ли УФАС дело на рассмотрение. Разбирательство идет около трех месяцев, истцу необязательно присутствовать в суде. О результатах сообщают письмом по почте.
 

Штрафы

На сумму от 100 до 500 тысяч рублей могут оштрафовать юридическое лицо за распространение спама в сообщениях. Штраф для физлица — от 2 до 20 тысяч рублей.

 

Читайте также

Фильтр