Накинуть на плечи Шуховскую башню

Основатели кочевой дизайн-студии Baklazanas Ирина Горячева и Александр Куценко привнесли русский авангард не только в массы, но и в бизнес. В своих работах дизайнеры часто обращаются к этому направлению в искусстве, считая, что оно было несправедливо и скоропостижно забыто на своей родине – в России, а в наше время недопонято.

Погрузиться в тему Ирине и Александру помогла история с несостоявшимся демонтажом Шуховской башни — символа авангарда. Тогда, в 2014 году, дизайнеры выпустили плакаты и сумки с принтом башни в защиту памятника архитектуры. Эта идея так понравилась москвичам, что пришлось допечатывать тираж. За ней последовали и другие вещи с архитектурными символами ушедшей эпохи, например, настенные календари с культовыми авангардными зданиями Москвы и даже шерстяной ковер с Домом Наркомфина. О важности сохранения авангардной архитектуры, дизайне и бизнесе, «Малому бизнесу» рассказала Ирина Горячева.

В ПУТИ. Ирина с детства была полна творческими идеями и любила рисовать. Но ее родители считали, что художники мало зарабатывают и заканчивают свою жизнь печально. Поэтому девушка поступила в Институт стран Азии и Африки МГУ, получила диплом филолога-арабиста и начала работать переводчиком. Впрочем, любовь к рисованию не пошла с годами. Еще во время учебы один популярный глянцевый журнал заказал у Ирины иллюстрации для статьи о психологии. Она была поражена этим, потому что не имела соответствующего образования, но издание высоко оценило иллюстрации. «Я получила огромное удовольствие, работая над этим проектом, и уже тогда подумала, что переводческая деятельность не мое, — вспоминает Горячева. – Кроме этого, после окончания университета оказалось, что найти работу дизайнеру без образования легче, чем переводчику с дипломом. К тому моменту я уже владела всеми необходимыми графическими программами и начала совмещать профессии». Затем Ирина все же решила реализовать мечту детства и стать художником — она поступила в Московский художественно-промышленный институт на факультет графического дизайна и, закончив его в 2012 году, окончательно попрощалась с переводом. Однако диплом филолога-арабиста все равно помогает дизайнеру. Например, сейчас Ирина помогает открыть новый музей в Каире — The Grand Egyptian Museum, строящийся рядом с пирамидами. Она консультирует местных специалистов на тему музейного графического дизайна (разработка бренд-стратегии будущего музея, музейный брендинг, выставочная графика,  этикетаж и т.д.).

КОЧЕВНИКИ. Студия Baklazanas появилась в 2013 году, когда давние партнеры Ирина и Александр решили объединить свои таланты официально. В команде Ирина отвечает за творческую часть, а Александр за управленческую и финансовую. «Это оказалось выгодное партнерство, потому что я смогла заниматься только творчеством, сняв с себя все административные и финансовые вопросы, — отмечает Горячева. – Моя производительность повысилась, а Александр стал работать в приятной для себя сфере — он тоже увлекается дизайном и хорошо в нем разбирается». Так родилась кочевая студия Baklazanas. Дизайнеры называют свою студию кочевой неспроста — они передвигаются по земному шару за своими проектами — по России, Японии, Испании, Германии, Египту и т.д. «У нас нет офиса в какой-то определенной точке мира, — уточняет Ирина. — Мы можем жить и делать проекты в разных городах – едем туда, куда нас зовут работать. Наша команда также рассеяна по всему миру (для некоторых проектов партнеры приглашают других дизайнеров-помощников) и взаимодействует по интернету. Кстати, отсутствие офиса здорово экономит деньги, которые бы мы отдавали за аренду». Производство продуктов студии также не привязано к России и отдано на аутсорсинг. Заказы могут выполняться в нашей стране, Китае, Египте и т.д. Все зависимости от того, где есть нужное производство по доступной цене и качеству, поясняет Ирина. Свои работы дизайнеры продвигают в основном соцсетях – Фэйсбуке и Инстаграме, но часто товар становится известным по сарафанному радио, как это было с сумкой. К платной рекламе партнеры пока не обращались.

Открытие студии, по словам Ирины, повлекло за собой минимальные вложения, а в производство вкладываются собственные деньги. Первую прибыль дизайнеры получили примерно через год работы студии, но в окончательный плюс вышли через полтора года работы. «Мы иногда вступаем в творческо-финансовые споры, — добавляет Ирина. —  Например, Александр говорит, что наш очередной проект слишком дорог в производстве и не окупится. Часть надежд и мечтаний разрушаются таким образом, но это приземляет меня. Тогда мы думаем, как удешевить проект без потери качества».

ПРОЕКТЫ. Студия занимается разными проектами, связанными и несвязанными с русским авангардом. Из несвязанных, например, Baklazanas разрабатывает для компаний-заказчиков логотипы и помогает сформировать собственный стиль. Но широкой аудитории партнеры стали известны именно благодаря авангарду. «Мой интерес к направлению начался с Дома Наркомфина много лет назад, — рассказывает Ирина. — Я застала его в ужасном состоянии — он был похож не на корабль, а на выброшенную на берег мертвую рыбу. Но, несмотря на это, я начала интересоваться историей дома, его дизайном и тема меня увлекла». Именно из-за любви к авангардным зданиям дизайнер решила поучаствовать в спасении Шуховской башни. Все началось с того, что друзья Ирины из Центра авангарда попросили ее сделать плакат против демонтажа. Эти плакаты спустя 5 лет до сих пор скачивают с сайта Baklazanas. Потом принт «переехал» на тканевые сумки, как плакат, который можно всегда носить с собой, показывая свою гражданскую позицию. Неравнодушные к башне люди по принту узнавали друг друга в городе и спрашивали, где достать такие сумки. В итоге, проект вылился в линию вещей с архитектурным памятником. Например, студия выпустила яркие шейные шелковые платки к 95-летию Шуховской башни, где она изображена вместе с другими символами эпохи — зданиями будущего, самолетами, парящими дирижаблями и горящими электрическими лампочками, обозначающими наступление эры индустриализации.

Еще один успешный и самый популярный проект студии – это конструктивистская карта «Новая Москва». Она содержит 180 памятников архитектуры, среди которых как всемирно известные постройки советского авангарда, так и менее известные отдельные здания и целые жилые кварталы. Карта достаточно условная и, скорее, декоративная — арт-объект. «Новая Москва» получила награду Red Dot Design Award – 2017, это одна из самых авторитетных премий в области дизайна.

Еще один успешный проект, по мнению Ирины, это иллюстрации для фильма об Осипе Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда». Это кино на стыке искусств и жанров: кукольного театра, дизайна, компьютерной графики, документалистики. За эту работу студия также получила несколько крупных дизайнерских наград.

Кроме этого, Baklazanas выпускает настенные календари на год. Календарь этого года – «Невозможная Москва», посвящен нереализованным архитектурным проектам советского времени. Например, там есть летающий город (на воздушных путях сообщения), «горизонтальные небоскребы», Дворцы труда, советов и т.д. Календарь 2019 года посвящен самым известным авангардным зданиям Москвы. Они изображены в стиле пиксель-арт, который встретился с супрематизмом, шутит дизайнер.

Все продукты студия выпускает лимитированным тиражом. Когда какая-то работа раскупается, то партнеры не производят ее снова, несмотря на запросы. Ирина считает, что нужно придумывать новое, а не повторять старое. Поэтому в планах у Baklazanas продолжать создавать новые вещи. Также студия готовит образовательный курс по музейной графике и дизайну для дизайнеров, работающих в этой сфере.

«Авангард – это наш бренд»

Авангард – отечественное изобретение, он внушительно повлиял на мировую архитектуру и искусство, и спустя сто лет остается актуальным. В 1920-х годах, на своей заре, русский авангард охватил все области творчества молодого социалистического государства: от живописи и архитектуры до дизайна вещей, рекламных плакатов, поэзии и музыки. Однако уже в 1930-х годах конструктивизм и сталинский ампир стали вытеснять авангард (на Западе он еще долгое время оставался популярным). «Ампир был более нарядным, понятным людям, наполненным декором, — поясняет Ирина Горячева, дизайнер и сооснователь студии Baklazanas. — Советскому человеку в те времена хотелось иллюзии шикарного вместо, как тогда казалось, унылых непонятных коробок. Кроме этого, россиянам в целом не свойственна любовь к минимализму, скорее, есть тяготение к избыточности и декору. Поэтому авангардная архитектура не была оценена по достоинству, а сейчас оставшиеся памятники заброшены. Только несколько зданий в центре Москвы отремонтированы, остальные в ужасном состоянии или сносятся. Люди почему-то забыли, что авангард – наш своеобразный бренд. Это направление в искусстве, которым Россия может полноправно гордиться!».

Сайт baklazanas.com

Цены

  • Платок «Великая утопия» — 4900 рублей
  • Карта «Новая Москва» — 3000 рублей
  • Ковер «Ячейка F» — 29000 рублей
  • Календарь в Новый 2019! – 995 рублей
  • Сумка «Ракета Шу!» — 900 рублей

Поделиться