Наука проиграть

Если вы хотите воспитать своего ребенка победителем — не заставляйте его постоянно побеждать.

Отношение к победам и поражениям только частично зависит от темперамента. В большинстве случаев оно прививается в семейном кругу в первые годы жизни. Психологи нередко работают с детьми, которые сильно переживают, когда проигрывают в играх или соревнованиях. При этом выигрышем может считаться любая мелочь, например, прийти первым в раздевалку, первым съесть суп. Истоки болезненного стремления к победе — в домашнем воспитании, настроенном на первенство. Психологи называют это комплексом отличника.

АМБИЦИИ. «Для ребенка игра — его работа, его основное дело. Победа или поражение для него значат намного больше, чем для взрослых», — говорит Анна Арутюнян, детский психолог.

Эти естественные переживания могут усилиться, если родители пытаются реализовать свои амбиции через своих детей, говорит Галина Молчанова, преподаватель психологии МПГУ. Например, отправляют ребенка в музыкальную школу, которую не закончила мать, или в отдают в футбольную секцию, в которую не попал отец. Такой ребенок, по мнению родителей, должен обязательно добиться успеха. По словам Молчановой, родители совершают ошибку, не скрывая этих ожиданий от детей.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ. Погоня за одобрением родителей ведет к неврозам, порождает неуверенность в себе. Ребенок чувствует, что от него ждут успехов, и когда не может их достичь, начинает переживать.

В будущем от перманентного стресса у человека может развиться перфекционизм — стремление все делать лучше других и вместе с этим страх допустить ошибку, проиграть.

Дети, не научившиеся адекватно воспринимать поражение, тянут страх поражения во взрослую жизнь. «Такие либо прут напролом, отказываясь признавать свои ошибки, либо замыкаются и теряют способность к спонтанным решениям», — говорит Наталья Крайнова, психолог. Таким людям сложно ужиться в рабочем коллективе или решать нестандартные задачи.

ПРОИГРЫШ. Чтобы научить ребенка спокойно принимать проигрыш, родителю нельзя преуменьшать поражение. «Никогда не говорите ему: «Это всего лишь игра» или о том, что проигрыш — ерунда», — советует Анна Арутюнян. Ребенок не должен думать, что те усилия, которые он приложил для упущенной победы, — пустяки. Тогда и сама победа будет уже не важна, а в этом случае из ребенка не получится победителя.

После проигрыша ребенка нужно утешить, показать, что его любят независимо от всяких соревнований. Сразу после этого, говорит Галина Молчанова, необходим разбор полетов.

Нужно похвалить сильные стороны ребенка и его достижения, но при этом объяснить, над чем ему нужно работать. Если хочется указать на ошибки ребенка, следует обойтись без упреков: ошибки — нормальное явление. Без них не бывает побед.

Ребенок быстрее научится адекватно воспринимать победы и поражения во время игр со сверстниками. Например, «Казаки-разбойники». Спортивные соревнования также могут помочь.

Так, в детском саду № 2078 воспитатели каждый день проводят эстафеты на утренней прогулке. В конце состязания воспитатель хвалит детей, называет команду, которая оказалась «чуть‑чуть сильнее», и объявляет победителя. Им обычно оказывается дружба: ни один ребенок не должен думать, что он хуже других.

Читайте также

Фильтр