Недешевая продленка. За то, что дети остаются в школе после уроков, с родителей хотят брать деньги

«Получается, что значительную часть заработанного я отдам за продленку, смысл тогда работать? — говорит Лариса. — Лучше я проведу все это время с ребенком».
 
В конце августа родителям учащихся многих московских школ объявили, что за продленку с этого учебного года придется платить. Это одно из ново­введений, которое появилось благодаря новому закону об образовании.
 
Закон разрешает школам по согласованию с властями устанавливать за продленку определенную плату. Раньше на эту услугу выделялись отдельные средства из бюджета, а теперь неожиданно перестали.
 
ПЛАТА. О платной продленке объявили в конце августа, тогда планировалось, что ее введут прямо с 1 сентября. Суммы назывались разные, от 2500 до 10 000 рублей (не считая обедов). Родители возмутились.
 
Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки, выступил против взимания платы за группы продленного дня, сказав, что финансирование школ позволяет их содержать. Также оказалось, что по закону школы обязаны согласовывать введение платной продленки и ее стоимость с окружными управлениями образования города, а они этого не сделали. В итоге на сентябрь во многих школах продленку оставили бесплатной.
 
НЕДОВОЛЬСТВО. В школе № 1420, где учится сын Ларисы, объявили, что продленка станет платной с октября. Услуга стоит 2500 рублей, а если с детьми делают домашнее задание — 6400. Новость о продленке им сообщили как свершившийся факт.
 
Плохо то, что закон вступил в силу еще в сентябре 2013 года, а о продленке сообщили только сейчас, говорит Татьяна Никифорова, мама второклассника в школе № 1206.
 
Там услугу хотят ввести с 15 сентября. До этого в школе даже намеков на это не было.
 
ГОСЗАДАНИЕ. Решение о платной продленке было объявлено только в сентябре, потому что финансирование — непрозрачная сфера даже для самих директоров, объясняет Андрей Демидов, председатель профсоюза «Учитель».
 
Школы получили госзадание (список обязательных для выполнения работ, за которые платит город) на 2013-2014 учебный год только в конце августа 2014 года. 
 
Раньше в госзадании предусматривались какие-то средства на продленку, а в этом году — нет, рассказала Юлия Петрова, директор школы № 38.
 
Какие-то школы могут по согласованию с окружными управлениями образования поменять тарифы на продленку и ввести ее с октября. Какие-то школы могут пересмотреть свои бюджеты и оставить продленку бесплатной. 
 
Теоретически до конца сентября в департаменте образования города могут скорректировать госзадание, и продленка снова станет бесплатной везде. 
 
При этом за занятия и кружки во второй половине дня школа имеет право брать деньги с родителей без согласования с властями.
 
ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Сейчас нужно думать о том, как сделать продленку эффективной, нужной, чтобы родители захотели за нее платить, считает Людмила Мясникова, председатель Совета родительской общественности при департаменте образования Москвы.
 
«Сейчас дети [на продленке] сидят и просто ничего не делают, а можно сделать так, чтобы ребенок не просто делал уроки, но и занимался иностранным языком или еще чем-нибудь».
 
Придумать, что должно быть в группах продленного дня кроме просто присмотра и ухода, — дело управляющего совета школы.
 

Хорошим школам сокращают финансирование

В этом году уменьшили финансирование нескольким московским школам, которые входят в первую тридцатку в рейтинге школ за 2013-2014 годы (см. стр. 10–11). Так, школа-интернат для одаренных детей «Интеллектуал» в начале сентября сообщила на своем сайте (впоследствии объявление убрали), что их финансирование сократилось на две трети.
 
В объявлении школа попросила желающих помочь перевести деньги на свой счет, а теперь она еще и собирается нанять фандрайзера (человека, который будет привлекать в школу дополнительные средства). Пока большинство преподавателей школы ведут многие уроки бесплатно, рассказал «Моему району» Сергей Ламзин, учитель математики в «Интеллектуале».
 
Окончательная сумма финансирования определится к концу сентября, но между школами сейчас происходит перераспределение средств, говорит Сергей Семенов, директор лицея № 1303.
 
Сейчас всем школам вне зависимости от их статуса положены примерно одинаковые средства. А спецшколам денег надо значительно больше, потому что в них больше сотрудников. То есть при уменьшении финансирования придется сокращать кадры.
 
Школы, которые хотят получить больше, должны выиграть право на организацию олимпиад, конференций и прочих мероприятий, интересных городу.

 

Читайте также

Фильтр