Некоммерческие деньги

    Интернет. Благотворительный фонд «Старость в радость» существует на пожертвования, собранные в интернете. Каждый месяц от москвичей приходят небольшие суммы от 100 до 300 рублей. Этого категорически не хватает, и фонд старается расширить свое присутствие в офлайне. Фото фонда «Старость в радость»

    Откуда берут средства благотворители, защитники животных, активисты образовательных проектов и другие люди, занятые в НКО

    Люди стараются помочь другим из самых светлых побуждений. Они готовы тратить свои время и силы, чтобы облегчить жизнь ближних, будь то бездомные кошки с собаками или дети и взрослые, попавшие в сложную ситуацию.

    Другие хотят радикально улучшить городскую среду, рассказать и показать другим, как стать более здоровыми, образованными и в конечном счете более счастливыми. Но чтобы реализовать даже самый маленький проект, обычно требуются деньги. Мы решили разобраться в том, откуда берут средства организации, которым по определению нельзя зарабатывать.

    Выбор. По словам экспертов, при создании НКО важно не распыляться, а фокусироваться на том, что организатор умеет лучше всего. Один привлекает бизнес, другой проводит концерты и фестивали, кто-то успешно занимается продвижением своей организации в интернете. Фото фонда «Старость в радость»
    Выбор. По словам экспертов, при создании НКО важно не распыляться, а фокусироваться на том, что организатор умеет лучше всего. Один привлекает бизнес, другой проводит концерты и фестивали, кто-то успешно занимается продвижением своей организации в интернете. Фото фонда «Старость в радость»

    Государство нам поможет

    Одним из самых крупных жертвователей так или иначе остается государство. С помощью системы грантов, конкурсов, госзаказа органы власти разных уровней распределяют бюджетные средства среди НКО. Для многих организаций они становятся значительным подспорьем, однако существовать только на эти деньги практически невозможно. И не только потому, что денег мало, но и потому что они «короткие» — госпомощь рассчитана обычно на год.

    — Больше шансов получить финансирование от органов власти у НКО, которые представят конкретный проект. При этом он должен быть не очень продолжительным по времени и с конкретными результатами, — объясняет руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский. — Но организациям ведь нужно поддерживать и обычную текущую деятельность: платить людям зарплаты, вести плановую работу за рамками ярких акций. И если у людей есть настрой серьезно развиваться в своей нише, то рассчитывать только на гранты нельзя.

    Помимо прочего, даже если удалось выиграть конкурс сегодня, совсем не факт, что получится повторить успех завтра.

    В то же время, по словам Белановского, искать и находить другие источники существования имеют возможность НКО в городах-миллионниках, активистам из населенных пунктов поменьше часто остается надеяться только на сотрудничество с местными администрациями.

    4,5 млн руб.
    «Старость в радость» ежемесячно тратит только на оплату труда сиделок для лежачих подопечных

    Бездонный интернет

    Значительная часть НКО привлекает средства через интернет. Таким путем пошел фонд помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». Его руководитель Елизавета Олескина признается: организация буквально балансирует на краю финансовой пропасти, свалиться в которую не дают обычные пользователи Сети.

    — В основном мы работаем благодаря регулярным пожертвованиям, на которые люди подписываются на starikam.org, — говорит она. — Суммы чаще всего небольшие — 100, 300 рублей, для москвичей не смертельные, но именно из них складывается наш бюджет. Стараемся обращать на себя внимание всеми доступными способами: и с помощью сайта, и через социальные сети, и через СМИ.

    По-хорошему мы не должны ходить с протянутой рукой и просить деньги на памперсы, средства гигиены, ремонт текущих крыш и замену окон. И лет через 10, я надеюсь, эти вопросы будут решены на системном уровне, а старость перестанет ассоциироваться с чем‑то страшным. Но пока необходимо искать деньги везде, где только можно.

    Сейчас каждый месяц нам приходят пожертвования примерно от 2000 человек, а чтобы преодолеть кассовый разрыв, нужно в три раза больше.

    Поэтому «Старость в радость» старается расширить присутствие в офлайне, а для этого ищет менеджеров по работе с жертвователями.

    3 млрд руб.
    годовой оборот двух крупнейших благотворительных организаций «Русфонд» и «Подари жизнь»

    Нужен талант

    Ряд НКО ориентируется на сотрудничество с крупным и малым бизнесом. Причем коммерческие компании могут либо давать деньги напрямую, либо организовывать сбор для активистов среди своих сотрудников и клиентов. Так, время от времени магазины и ресторанные сети проводят акции — продают товары или услуги, часть денег от которых направляют на благотворительность, банки предлагают вкладчикам перечислять часть процентов по депозитам на «добрые дела» и так далее.

    — В работе с бизнесом есть свои нюансы, — подчеркивает Белановский. — Лучше всего «продаются» истории, которые, во‑первых, затрагивают эмоциональную сферу, а во‑вторых, обещают позитивный результат за короткое время. Компании заботятся о своем имидже и не хотят создавать негативный фон. Так, с ними проще будет договориться условной организации, которая помогает детям с больным сердцем, чем хоспису, где умирают взрослые люди.

    1 год
    таков срок, на который государство выдает гранты некоммерческим организациям, предпочтение получают проекты, обещающие конкретный результат

    Часть НКО отказалась от идеи долгосрочного сотрудничества с кем‑либо и сосредоточилась на массовых акциях. Несколько раз в год они организуют благотворительные велопробеги, ярмарки, фестивали, концерты и на вырученные средства продолжают работать в остальное время.

    Кто‑то устанавливает коробки для сбора средств в проходных местах — магазинах, музеях, парках.

    — Каким бы ни был способ привлечения средств, он требует серьезного профессионального отношения, — утверждает Белановский. — Если у человека в организации есть талант к какой‑то деятельности и он умеет построить работу, то все получится. У одних есть способность устанавливать связи с бизнесом, презентовать организацию, вовремя напоминать о себе, под­держивать контакты, просить денег, у других хорошо получается организовывать фестивали, выставки, концерты, кто‑то успешно занимается продвижением в интернете и так далее.

    Опыт показывает, что важно не распыляться, а фокусироваться на том, что получатся лучше остального. Гипотетические рассуждения ни к чему не приведут. Ну знаю я, что в интернете есть деньги, ну заведу я страничку. И что толку, если на нее придет три человека за полгода? Важно понимать свои реальные возможности и много работать, чтобы достичь результата.

    Источники: руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский, руководитель благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.

    Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

    Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Помогаем вместе». Мы расскажем о том, как устроена работа благотворительных фондов, какие проекты они реализуют и какие социальные проблемы решают. Объясним, как отличить реально работающий фонд от организаций и людей, которые собирают под видом благотворительности деньги для собственного обогащения. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите высказать свои комментарии о затронутых темах, присылайте нам их на почту ti@mr-msk.ru. Наиболее интересные мнения и замечания мы опубликуем.

    Поделиться