Но можно и чище

Москва по степени загрязнения воздуха находится в одном ряду с Лондоном, Будапештом и Прагой. Бытующее у нас мнение о чрезвычайной загрязненности столичной атмосферы — обычный стереотип, что «хуже, чем у нас, нигде и быть не может».
 

40 млн деревьев
растут в городе Москва

Кто виноват. Наблюдения за состоянием воздуха в столице ведутся круглосуточно. Отчеты публикуются с 1992 года и доступны на сайте департамента природопользования и охраны окружающей среды. Последний доклад — «О состоянии окружающей среды в Москве в 2014 году» — подготовлен вместе с Национальным информагентст­вом «Природные ресурсы». Исследователи анализировали данные более 50 автоматических станций, измеряющих чистоту воздуха.
 
Документ позволяет узнать о состоянии атмосферы в любом столичном районе. Если, к примеру, риелторы рассказывают, что дом находится в зоне чистого воздуха, вы можете легко свериться с данными Мосэкомониторинга.
Чтобы разобраться в этой теме, нужно понимать, что служит основным источником загрязнения. Ответ прост: автотранспорт обеспечивает около 93  процентов выбросов в атмосферу.
 

93%
cоставляет доля автотранспорта выбросов вредных веществ в атмосферу

Без иллюзий. Получается, на долю остальных источников приходится 7  процентов. Главный из них — ТЭЦ и другие объекты городской энергетики. А поскольку эти предприятия расположены по Москве достаточно равномерно, их «вклад» приблизительно одинаково распределен по всем районам. Оставшиеся проценты приходятся на промпредприятия.
 
Популярная мифология всегда приписывает индустрии серьезную роль в загрязнении воздуха. Как видим, это иллюзия. Вот почему во многих крупных городах Европы сегодня расположены промышленные кластеры, в том числе химические. 
 
Но можно и чище  фото
Откуда грязь. Максимальный уровень загрязненности атмосферы в столицы наблюдается там, где проходят крупные трассы или движется крупногабаритный автотранспорт. Фото lori.ru
 
Как и в Европе, требования экостандартов в Москве повышаются. Причем промышленности это касается в первую очередь. Так, состояние воздуха на юго-востоке столицы улучшилось, в том числе благодаря тому, что Московский НПЗ модернизировал производство под повышенные экологические требования. Если посмотреть на данные Мосэкомониторинга за первое полугодие 2015 года, выяснится, что в санитарно-защитной зоне НПЗ, а также в атмосфере соседних Капотни, Люблина и Марьина значительно снизилось содержание сероводорода и оксида серы. Это улучшение очевидным образом совпало по времени с окончанием первого этапа комплексной модернизации завода. 
 
Выигрыш для жителей ЮВАО оказался как раз в том, что само наличие производственного объекта заставляет с особой придирчивостью следить за чистотой воздуха. Сегодня это уже не звучит как парадокс. Любое отклонение вызывает мгновенную реакцию профильных служб, общественных организаций и СМИ. Так что заводские экологи и технологи теперь предпочитают действовать на упреждение малейших отклонений в процессе. А это именно то, что нужно.
 
Новый стандарт. Что делать с индустриальными объектами, ясно. Постепенно новые стандарты и система экомониторинга будут введены не только на крупных, но и на средних объектах. Например, на том же юго-востоке воздух станет еще чище, когда завершится модернизация Курьяновских и Люберецких очистных сооружений. И все же это только небольшая часть общей проблемы. Основное загрязнение — от автомобилей. Сейчас на тысячу москвичей их 350, а через 10 лет обещают 450. И нужно понять, что же делать с выхлопами.
 
К тому же из-за истирания дорожного покрытия и износа покрышек в воздух выбрасываются твердые частицы. Они крайне негативно влияют на здоровье. Основной их источник — грузовики. По данным Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, грузовые авто на каждом километре выбрасывают до 1,5  килограмма дисперсных частиц. Легковые — 132  грамма.
 
Урбанистика предлагает частичное решение обеих проблем: и выхлопов, и взвесей. С первой бьются производители двигателей и топлива, совершенствуя автомобили. По подсчетам дилеров, парк Москвы обновляется на два‑три процента в год. И это приток более экологичных машин.
 
Топливо стандарта «Евро-5» обеспечивает пятикратное снижение соединений серы в выхлопах по сравнению с «Евро-4». А по сравнению с «Евро-3» — в 15 раз. Переход на этот стандарт в России отложен из-за проблем с модернизацией ряда НПЗ. Но Москва де-факто уже в будущем. Тут свои механизмы регулирования и больше ресурсов. Московский НПЗ — основной поставщик нефтепродуктов в регионе (поставляет более 40  процентов топлива) — с 2013 года производит «Евро-5».
 
После ограничений на проезд грузовиков внутри МКАД в 2013 году уровень содержания твердых частиц и диоксида азота в атмосфере заметно снизился. Более трудна борьба с проб­ками. Она требует огромных вложений. Пока же даже те меры, которые нам доступны, повышают экологическое благополучие. К счастью, у москвичей есть союзник — 40‑миллионная армия деревьев. По площади зеленых насаждений, занимающих более половины территории, Москве нет равных среди городов Европы.

Читайте также

Фильтр