Новые принципы застройки

16 октября стартует Пятый урбанистический форум. Его главная тема — «Москва как динамичный мегаполис: практики гибкого управления». Анализируем, как изменился город со времен первого форума.
 
Форум за короткое время стал знаковым событием для урбанистов, социологов, архитекторов. То, что в дни форума обсуждается с трибун и в кулуарах, едва ли не со следующего месяца начинает воплощаться в жизнь.
 

Благоустроили: В программу «Моя улица» попали 50 улиц. В исторической части столицы завершены работы на Мясницкой, Большой Ордынке, Большой Никитской и Пятницкой.

СОЦИАЛЬНО. Мэр города Сергей Собянин так обозначил стратегию развития города: «Это развитие транспортной системы, метро, дорог, развитие пригородного сообщения, транспорт­но-пересадочные узлы. Это социальное строительст­во — жилья, поликлиник, больниц, детских садов, школ, объектов культуры и спорта. При этом необходимо надежное обеспечение всех инженерных систем и коммуникаций».
 
«Будем обсуждать с экспертами, как создать качественное и разнообразное предложение на рынке жилья. Нам есть что сказать, поделиться достижениями в области типового проектирования жилых домов, детских садов и школ», — отметил руководитель департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.
 
ГОРОД В ГОРОДЕ. Поделиться действительно есть чем. В 2011 году правительст­во столицы решило кардинально изменить подходы к дальнейшему градостроительному развитию столицы. В первую очередь решили отказаться от точечной застройки.
 
Практику локального строительства заменили на концепцию «Город в городе». Принцип этого подхода: менять облик города зонально, например, путем массового сноса пятиэтажек. И если раньше на месте такого сноса оперативно появлялись стеклянные высотки от коммерческого застройщика, без садиков, поликлиник и магазинов вокруг, то сейчас к застройке таких площадей применяют новые стандарты качеств, по которым район должен быть обеспечен всей необходимой социальной инфраструктурой.
 
До этого много лет практиковались инвестиционные контракты — в той ситуации инвесторы, получив прибыль от продажи коммерческого жилья, не спешили выполнять обязательства по возведению объектов социальной сферы. В итоге возрастала нагрузка на поликлиники, детские сады.
 
«Сегодня детские дошкольные учреждения на 30‑40 процентов возводятся за счет средств инвесторов. Это очень важно для того, чтобы обеспечить своевременное комплексное освоение территории, возведение микрорайонов, которые имеют свою инфраструктуру», — отмечает мэр.
 
ПРОМЗОНЫ. Городской бюджет сейчас планируют трехлетними циклами. Это получило название «Адресная инвестиционная программа». Но формально это классическая, знакомая еще с советских времен пятилетка: год идет планирование, три года реализация и переходящий остаток средств переходит на пятый год. Сейчас 70 процентов затрат «Адресной инвестиционной программы» направляется на развитие транспортной инфраструктуры.
 
В наследство от социалистической градостроительной индустриальной политики мегаполису досталась масса промзон. Часть из них — едва ли не в пределах ЦАО. Это 12 процентов от всех городских территорий — с момента вывода с них производственных гигантов эти территории зарастали чертополохом и деградировали.
 
Самыми масштабными проектами реновации стали, пожалуй, два. Это Ледовый дворец на территории завода «ЗИЛ» и жилые комплексы «LIFE-Митинская» и «LIFE-Митинская «Экопарк» на месте заброшенной промзоны в Митино. Там, где раньше валялись ржавые опоры ЛЭП, к 2017-му появятся современные дома, зеленые кварталы, детский сад, школа, торговый центр и апарт-отель.
 
НОВЫЕ СЦЕНЫ. Реконструируются и объекты культуры. После того как зритель оценил «Гоголь Центр» — театр нового формата, высокие технологии пришли и в академический театр. В начале сезона новая сцена появилась у Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В зале нет традиционных плюшевых кресел. Там находится мобильная трибуна — блитчер. Число мест зала регулируется простым пультом.
 
Конфигурацию выбирает режиссер — в зависимости от идеи спектакля. В собранном виде зал очень похож на стену.
 

За прошедшие 5 лет в столице построено:

  • 400 километров новых дорог
  • 34 километров линий метрополитена
  • 112 новых эстакад и тоннелей
  • 18 новых станций метро
  • 250 школ и детсадов
  • 49 медицинских объектов
  • 69 спортивных объектов

Читайте также

Фильтр