Нужен ли букварь грудному младенцу

    Фото: Евгений КОНЬКОВ

    Психологи назвали оптимальный возраст для обучения ребенка чтению.

    «Когда обучают чтению в два года или письму в три, от мозга требуют выполнения задач, а он к ним не готов, — поясняет психолог Виктория Наумова. — Мозг находит пути решения задачи за счет чего-то другого. Ребенок устает».
    Эксперты, опрошенные «Моим районом», говорят, что учить ребенка читать стоит не раньше пяти-шести лет. А до этого проводить подготовительную работу.

    ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО

    Читающих трехлеток на самом деле много. Но объективно ничего хорошего в этом нет. В этом возрасте ребенок может освоить прин­цип чтения, но механически. Дети, читающие взахлеб, вырастают из тех, кого в младенчестве не мучили карточками с буквами.

    «Бегло читающий ребенок имеет массу возможностей для развития, а также очевидное преимущество в школе. Эта мысль, а также обилие методик обучения чтению чуть ли не с младенчества, убеждают нас, что этим нужно заниматься как можно раньше, — отмечает детский психолог Александр Покрышкин. — Но полноценный навык — это еще и понимание текста. Этот процесс требует определенных ресурсов мозга и уровня его развития в целом. Если ребенок учится читать в 2‑3 года, то это происходит медленнее, чем было бы в шесть. До 5‑6 лет читать физиологически рано».

    ТАК НЕ ДЕЛАТЬ

    Большая ошибка — до школы учить ребенка еще и писать.
    «Письменная речь изначально осознанна, требует высокой произвольности и фокусировки внимания, — поясняет Виктория Наумова. — Структуры мозга должны быть достаточно развиты, чтобы обеспечить три этапа письменной речи: анализ звукового состава слова, перевод в соответствующую букву и ее графическое изображение. Ребенку необходимо сосредотачиваться и на том, как он пишет букву, из каких элементов она состоит, где расположена в пространстве листа, в какую сторону ее записывать, какая последовательность букв в слове».
    Это очень большая нагрузка. Намного эффективнее и разумнее «писать буквы» из материалов — выкладывать из крупы или пуговок, лепить из пластилина, складывать из палочек.

    СТРОИМ ДОМИК

    Схематически этапы созревания головного мозга Виктория Наумова сравнивает с постройкой дома. Фундаментом этого домика является первый блок, энергетический. Он состоит из подкорково-стволовых структур — они дозревают к году. На этом фундаменте выстраивается здание. Второй блок — операциональный. Кора полушарий дозревает к 7 годам. Лобные доли полушарий дозревают к 14‑15 годам. Основные задачи этого блока — программирование, регуляция и контроль. И очень важно освоить каждый этап вовремя, понимая, когда мозг дозрел именно до этой деятельности. Тогда и навык освоится намного быстрее, и интерес у ребенка будет искренний.

    ГРАФИК

    «Скорость» у каждого ребенка индивидуальная. На нее сильно влияют родовые травмы, проблемы во время беременности. Это очень часто приводит к незначительным поражениям какой‑то части головного мозга, когда ребенок неврологически здоров, но есть нюансы — например, он «зеркалит» буквы, разворачивая их в другую сторону, или пропускает буквы и слоги, меняет местами. Такое возникает даже при естественном развитии ребенка. А что происходит, если малыша начинают усиленно обучать чтению, едва он научился говорить?

    Самым подходящим возрастом для начала освоения навыков чтения и письма Виктория Наумова считает старший дошкольный период, начиная с шести лет. Можно и раньше, но при условии, если ребенок сам стал инициатором изучения букв. «Дозревший» мозг очень быстро усваивает необходимые навыки, необходимые для чтения и письма. Часто бывает, что ребенок начинает читать сам — вывески или надписи в витринах. Такое происходит у детей, которым очень много читали и листали вместе с ними яркие страницы книг.

    «Одно дело, когда очень хочется стать как мама, папа или старший брат и уже читать себе самостоятельно, и совсем другое, когда тебя учат этому принудительно. — поясняет Александр Покрышкин. — Раннее чтение технически возможно, но шансы привить ребенку любовь к книгам, научив его читать в районе трех лет, — минимальные. Ребенка не будет увлекать процесс, он не сможет усваивать смысл прочитанного».

    Как помочь ребенку в освоении чтения и письма

    До года — создать мультисенсорную среду. Гладить, любить, носить на ручках, ходить вместе в бассейн, двигаться, плавно танцевать;

    В 2 -3 года и далее — стимулировать и поддерживать пальчиковые игры, развитие эмоционального интеллекта, создавать поделки, рисовать, слушать музыку, учить вместе песенки, читать любимые книжки, аудио-сказки;

    В 4 -5 лет и далее — движения, гимнастика, элементы танца, элементы акробатики (гибкость, ловкость, координация движений). Это так называемые упражнения на координацию, которые влияют на развитие мозга. Заучивание песен, стихов, совместные танцы, рассказывание друг другу сказок и историй, прослушивание музыки, конструирование, элементы проектирования. Много читать вслух, ставить детские спектакли, знакомить с несложными музыкальными инструментами.

    В 6 -7 лет — в игровой форме знакомить с буквами, лепить буквы, изображать их телом. Выбирать прописи, которые можно начинать не с самих букв, а с различных узоров, завитков, крючков, закорючек, не форсируя события. По мере освоения двигательного навыка начинать писать буквы и слоги, формируя слова. Чтение осваивать постепенно — со слогов, переходя на полное слово. Предлагать ребенку самому выбирать интересные книги для чтения, разрешая любой объем, который он сам определит на день занятия. В непринужденной форме обсуждать прочитанное.

    Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Как приучить ребенка читать». Мы расскажем о том, что чтение книг может быть более увлекательным, чем увлечение гаджетами. Познакомим с новыми интересными писателями, вспомним незаслуженно забытых классиков. Расскажем о самых интересных книжных новинках. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать о своем опыте, как вы приучали детей к чтению, присылайте свои идеи по адресу: amayantseva@mr-msk.ru.

    Поделиться