Образование тревоги



Образование тревоги  фото




С детьми. Надежда Иванова ведет кружок путешественников. 24 апреля она с сыном Юрой (справа) ходила на митинг. Фото Ивана АФАНАСЬЕВА

Около 100 человек пришли на митинг против реформы образования 24 апреля в Новопушкинский сквер.

В июле вступит в силу федеральный закон № 83, который вносит изменения в разные правовые акты, касающиеся образования. Поменяются принципы финансирования бюджетных учреждений, в том числе школ. Противники закона опасаются, что это приведет к ухудшению качества образования.

Что изменится с 1 июля 2012 года и чего боятся родители и учителя?

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Школы и центры дополнительного образования перейдут на подушевое финансирование. (Частично такое финансирование в Москве действует уже с апреля 2011 года.) Бюджет учреждения будет определяться количест­вом учеников: на каждого школьника будут выделять в среднем 100 тысяч рублей в год. Зарплата учителей тоже будет зависеть от количества учеников, с которыми они занимаются.

Опасения

Школы будут заинтересованы в большем количестве учеников. Те, которые недоберут учеников, будут ликвидированы, их присоединят к другим школам. В популярных местах будет переизбыток учеников при нехватке учителей, думает Всеволод Луховицкий из профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка.

Контраргументы

От присоединения к популярной школе с лучшим уровнем образования дети только выиграют, считает Ирина Абанкина, директор института развития образования Высшей школы экономики. А количество учеников в одном классе определено нормативами — 25, больше школы набирать не должны.

Подушевое финансирование ничего особенно не меняет, считает Мария Куприянова, главный бухгалтер гимназии № 1514. В 2011‑2012 учебном году гимназия и другие 258 московских школ были переведены на новую систему финансирования. Бюджет гимназии не уменьшился и не увеличился, а зарплата у учителей в целом осталась той же.

ПЛАТА ЗА ОБРАЗОВАНИЕ. Школы и центры дополнительного образования станут казенными учреждениями. Средства они будут получать из бюджета, но смогут зарабатывать и сами. Бюджетными в школах остаются все уроки в пределах обязательной программы и часть занятий в кружках. Платными станут факультативы и дополнительные кружки. В центрах дополнительного образования ребенок сможет посещать только два кружка бесплатно.

Опасения

Школы будут пытаться заработать на учениках. На обычных уроках вся информация даваться не будет, и школьникам придется ходить на платные факультативы.

Контраргументы

На факультативах дается информация, которая не входит в общеобразовательную программу. А платные дополнительные кружки — это то, что было всегда, говорит Людмила Мясникова, председатель совета родительской общественности при департаменте образования Москвы. Реформа узаконивает их.

Опасения

Дети не будут ходить на платные занятия в центрах дополнительного образования. В итоге часть интересных, развивающих кружков исчезнет, а их преподавателей, возможно, сократят, предполагает Надежда Иванова, которая ведет кружки в Доме научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) и в детском парке «Фили».

Контраргументы

Возможно, реформа действительно приведет к уменьшению числа кружков и сокращению преподавателей в центрах дополнительного образования, говорит Ирина Абанкина. Но это даст возможность больше тратить на основное образование, которое является более важным.

Опасения

Заработки учителей снизятся. Раньше им платили из бюджета и за ведение факультативов. Теперь факультативную часть учителя потеряют: за деньги заниматься придет меньше детей.

Контраргументы

Останутся факультативы, которые реально нужны. Дополнительные занятия и есть дополнительные: государство не может платить за них слишком много, считает Ирина Абанкина.

Читайте также

Фильтр