Одеться в платье Харатьяна

    «Узнаете, чье это платье?» — костюмер комплекса сценично-постановочных средств «Мосфильма» Элла Кузнецова выкатывает кронштейн, на котором висит изумительной красоты парчовое платье, расшитое серебром.
    Пробую платье на ощупь, морщу лоб, вспоминая. Но не узнаю.
    «И не догадаетесь! — торжествует костюмер. —  Это платье Харатьяна из «Гардемарины, вперед!». Эпизод, где он девушкой переодевается. А вот это из «Виват, гардемарины!», узнаете?»
    Следом — платье ослепительнее первого. Отрицательно мотаю головой. Кузнецова показывает на талию костюма. Ну, конечно! Такой изящный силуэт был только у Гурченко! В «Гардемаринах» у нее была роль герцогини Иоганны Ангальт-Цербстской. На кронштейне висит еще с десяток «королевских» нарядов из этого фильма.
    Бальные платья. Они пользуются повышенным спросом у москвичек — берут для корпоративов.
    Бальные платья. Они пользуются повышенным спросом у москвичек — берут для корпоративов. Фото: из №47 газеты «Мой район»
    БЕСПРИДАННИЦА И ИНТЕРДЕВОЧКА. Костюмерный цех — это огромное здание, в котором пахнет «Красной Москвой» и мылом из бабушкиного шкафа. И этот «шкаф» насколько хватает глаз завешен костюмами из картин, снимавшихся на «Мосфильме». Вешалки иногда в три этажа.
    На самых дорогих и узнаваемых — таблички, из какой картины тот или иной костюм. Сейчас в импровизированной экспозиции — костюмы из «Интердевочки», оливковое платье «бесприданницы» Ларисы Дмитриевны и костюмы княжеской знати из первого советского широкоэкранного фильма по мотивам былин «Илья Муромец». В 1956 году фильм снимали с размахом, без компромиссов. Костюм расшит натуральным жемчугом, вышивка — настоящие золотые нити. Этот экспонат, разумеется, на пьяную вечеринку не заполучишь.
    ПОЧТИ МУЗЕЙ. Наверное, самый красивый в стране склад одежды.
    Почти музей. Наверное, самый красивый в стране склад одежды. Фото: из №47 газеты «Мой район»
    ИЗ «СЛУЖЕБНОГО РОМАНА». Впервые на киноэкране откровенно и подробно тема моды обсуждалась в «Служебном романе». Прошу на примерку костюм Мымры и клетчатое платье, в котором, словно вылупившаяся из кокона бабочка, героиня Фрейндлих впорхнула поутру в стены министерства.
    «Вы на него только взглянуть сможете, Алиса Бруновна же словно воробушек», — и Элла Кузнецова описывает в воздухе миниатюрные формы актрисы.
    Четверть часа — и передо мной тот самый «гунявый», по выражению съемочной группы, костюм цвета шоколада. Трогаю ткань — и правда «гунявый». Типичное изделие той самой «легонькой промышленности», министерством которой и руководила «Мымра». А вот клетчатое платье и воздушная блузка модницы Верочки — уже без этикеток. Ручная работа. Их шил начинающий модельер Вячеслав Зайцев.
    Платье «Мымры». Его шил начинающий модельер Зайцев. Фото Алексея Антонова
    Платье «Мымры». Его шил начинающий модельер Зайцев. Фото Алексея Антонова. Фото: из №47 газеты «Мой район»
    ПЛАТЬЕ РОСТОВОЙ. Прошу платье Наташи Ростовой. Накануне художник по костюмам Алла Оленева сообщила, что коллекция из «Войны и мира» в отличном состоянии. Но платье из шифона цвета шампанского предательски мало, 42 размер.

    287  733 единиц 
    мужской, женской и военной одежды, головных уборов и обуви хранится в коллекции Комплекса сценическо-постановочных средств на «Мосфильме»

    «Такое бывает, — успокаивает Элла Кузнецова, — многим платьям более 30 лет, за это время изменились стандарты фигур. Мы не потолстели, просто изменились. Например, проймы у платьев той поры намного уже, у них другая плечевая рамка».
    «Анну Каренину» с Татьяной Самойловой снимали в 1967 году. Сейчас свою версию готовит Карен Шахназаров. Уже подготовлены костюмы, часть из них — с той картины полувековой давности. Проблема та же — фигуры актрис не подходят под лекала прошлого века. Так что пригодятся больше аксессуары — шали, муфты.
    Наметанным взглядом Кузнецова определяет, что мне подойдет платье из «Чокнутых», в нем снималась Наталья Гундарева. Платье «в пол», на корсете, с кринолином и обручами. Примеряю и понимаю, какое это искусство — быть «дамой в фижмах»

    Сколько стоит прокат

    Взять костюм на прокат на «Мосфильме» не очень сложно. Надо посмотреть по специальному каталогу, когда снимался интересующий вас фильм. Далее — дело техники. Единой цены на прокат нет.
    «У нас есть специальная программа, мы вводим в нее дату съемок, артикул, кто снимался в данном костюме, и программа рассчитывает стоимость проката, — рассказывает Элла Кузнецова. — Она колеблется от 200 рублей в день до десяти тысяч».
    Чаще всего костюмы арендуют театральные труппы, киносъемочные бригады. Простые москвичи берут напрокат на корпоративы и на второй день свадьбы. Активнее всего берут карнавальные костюмы.
    Некоторые особо ценные и «звездные» костюмы напрокат, увы, не выдают, со временем они перекочевывают в музей.
    Договориться о встрече можно по телефону: +7 (499) 143‑95‑29
    Поделиться