Когда мои друзья узнают, что я работаю врачом-гериатром, то задают всегда одни и те же вопросы: «Зачем тебе это надо? В чем прелесть работы со стариками? Они же все больные-перебольные, склочные и нудные».
Я всегда отвечаю им, что никогда не делил пациентов на старых и молодых, русских и нерусских, мужчин и женщин.
Ведение таких пациентов – очень благодарное занятие. Старые люди — как дети. Они очень послушные, и следуют моим рекомендациям (исключения не такие уж и частые). А когда есть взаимопонимание, то и с заболеванием справиться проще.
Но сегодня я бы хотел рассказать о том, как пожилые люди ценят доброту и внимание. Наберитесь терпения и прочитайте мой рассказ до конца. Тогда вы поймете, почему я своих старичков так люблю и ценю.
Утренний обход
Еще вчера я позвонил 4 пациентам и сказал, что приду их проведать.
В связи с реформой здравоохранения участковые врачи по домам теперь ходят только раз в месяц. В остальные дни пациентов посещают дежурная выездная бригада.
Я часто нарушаю это правило. Я как-то уже писал, что никто не знает о пациенте больше, чем его участковый врач, который ведет его в течение нескольких лет.
Так вот я до сих пор и продолжаю посещать своих дедушек и бабушек, которые не могут придти в поликлинику по разным причинам (больные суставы, головокружения или частые приступы стенокардии при длительной ходьбе).
Если человек 85 лет не может дойти до 31-летнего доктора, то доктор (то есть я) приду к нему сам!
В 8 утра забрал из своего кабинета необходимые вещи для осмотра и направился на первый адрес.
У домофона долго стоять не пришлось. Буквально на второй звонок бодрый голос Марии Александровны мне ответил.
Собрание
Самое интересное началось, когда вошел в квартиру. Если честно, то я просто так и замер, стоя на пороге.
В квартире сидело сразу 4 моих пациентки. Хотя две из них живут в соседних домах.
Видимо мое лицо выражало такое удивление, что Мария Александровна весело прощебетала: «Доктор, мы тут подумали, что не хорошо вам по такому холоду ходить. Созвонились и решили собраться у меня. Вам так удобнее будет. Вы занятой человек и ни к чему тратить время на дорогу, переодевание и переобувание. Одну комнату я вам освободила. Стол тоже приготовила. На диван постелила чистый плед. Мы по одной будем к вам заходить. А пока можете вымыть руки. Чистое полотенце и новый кусочек мыла лежат у раковины».
Коллеги, разве это не здорово? Разве не для этого мы с вами работаем?
Лично для меня самое важное при работе с пациентом – взаимоуважение. Только в средствах массовой информации утверждают, что врачи-взяточники, врачи-убийцы, врачи-бездари. А на самом-то деле, все, что нам нужно — что бы наш пациент чувствовал себя хорошо, достойно жил, общался, не считал себя лишним для общества. Это самая главная благодарность для нас.
Поликлиника на дому
Видели бы вы глаза этих бабушек… Они искрились от счастья! Мои пациентки тихонечко сидели на стульях и ждали своей очереди. В чистеньких халатах, новых платочках, аккуратные.
Пожилому человеку очень мало нужно для счастья. Ему нужно общение, внимание и забота.
Представьте себе, что чувствует бабушка, которая привыкла, что каждые 2 недели к ней приходит участковый терапевт. В дождь, снег, любую непогоду.
И тут ей говорят, что она не относится к маломобильным пациентам, она не лежачая, у нее стабильное состояние, и к ней никто не придет. Вызов не обоснован. Она чувствует себя оставшейся наедине со своими проблемами.
А состояние-то было стабильным только потому, что ее постоянно наблюдали. Бабушка или дедушка тихонько начинают впадать в депрессию. А депрессия способствует обострению хронических заболеваний.
Я совсем не пытаюсь расхваливать себя. Мне это не надо. Я сейчас на своем конкретном примере показываю, что есть в медицине врачи (и их безумно много), которые также трепетно дорожат здоровьем своих пациентов. И не бросают их на произвол судьбы.
К сожалению, очень много у нас одиноких стариков.
Чай впятером
И вот я закончил осмотр моих бабушек, собрался уходить. Да не тут-то было! Мария Александровна тихонько подошла ко мне, взяла за руку, и, смущаясь, сказала: «Доктор, не могли бы вы остаться еще хотя бы на 10 минут? Мы чайник вскипятили. Посидите с нами немного. Заодно отдохнете после работы».
Я пытался вежливо отказаться, сославшись на то, что мне надо бежать в поликлинику и готовиться к приему, но какая-то необыкновенно искренняя надежда в глазах пациентки заставила меня подчиниться.
Впервые я нарушил свой принцип. Я зашел на кухню и застыл от восторга. На столе стоял большой и необыкновенно красивый самовар, великолепный чайный сервиз и большой пирог, испеченный дома, а не купленный в магазине.
Оказалось, что Мария Александровна всю ночь занималась изготовлением этого пирога. Старалась его сделать каким-то особенным. И у нее это получилось.
И чай из самовара, и пирог были чудесными. А все потому, что были приготовлены с огромной любовью и уважением.
Когда я уходил от моих пациенток, то их глаза светились от счастья. Они вновь почувствовали себя кому-то нужными. Они ощутили, что за их здоровьем будут следить.
И, в конце концов, я их успокоил, что каждые две недели буду их смотреть и корректировать лечение. А отсутствие меня в течение месяца было обусловлено лишь моим отпуском.
Вот такая маленькая история, произошедшая сегодня, наверное, лучше всего объясняет, почему я так люблю лечить пожилых людей. Это дарит мне искренние положительные эмоции, придает силы и огромное желание работать, несмотря ни на что.
Желаю вам, дорогие коллеги, побольше таких же чудесных пациентов!