Он из прошлого

22 марта заканчивается уникальный эксперимент: москвич Павел Сапожников более полугода прожил отшельником на изолированном хуторе в Сергиев-Посадском районе Подмосковья. При этом он пользовался только инструментами, предметами быта и одеждой, какие были у наших предков в X веке.

«В миру» Павел был врачом – сотрудником Центра медицины катастроф. А теперь он доброволец в акции, задуманной агентством исторических реконструкций «Ратоборцы». «Это уникальный социально-психологический эксперимент», — объясняет Сергей Каинов, научный куратор проекта, сотрудник Государственного исторического музея. – «Одиночное погружение в быт раннего средневековья без современных удобств, без электричества, без связи. Цель — проследить изменения личности, помещённой в условия жизни раннего Средневековья».

Друзья называют 24-летнего Сапожникова просто — Сапог. Он не обижается. Ведь в то время, куда он отправляется, у наших предков не было фамилий. Их заменяли прозвища. Под руководством археологов он построил типичный крестьянский двор, в каких жили древние новгородцы в – жилая изба с «черной» печью, хлев, амбар, баня. В течении 6 месяцев, кроме него зайти на эту территорию никто не имел права. Правда, раз в несколько суток он он выходит из своего жилища и на установленную, в заранее обговоренном месте, видеокамеру рассказывает новости о своей жизни. Потом эти записи попадают к Пашиным друзьям. Которые поселились недалеко от хутора Сапога и приглядывает за отшельником, стараясь не попадаться ему на глаза. От имени Павла они ведут блог. Первоначально одиночество с Сапогом разделили дворняга по кличке Снег, 4 козы и полтора десятка кур с петухом. Эксперимент начался 14 сентября.

Фрагменты блога «Один в прошлом» (sapog.ratobor.com), созданного на основе видеобращений Павла Сапожникова.

17 сентября

Павел впал в депрессию. Дожди идут постоянно. Все мокрое, помещения все сырые. Одежда сушится плохо. Павел сразу раскритиковал какую-либо пропитку для обуви. Никакие масла и жиры не справляются с дождями и слякотью. Единственный выход — солома! Он использует ее как носки и стельки, постоянно меняет и, тем самым, хоть как-то оставляет ноги в сухости.

19 сентября

Копоть. От нее никуда не деться. Гарь от печи везде. Одежда чернеет, даже если не носится. Сегодня свалил первое дерево на растопку. У нашего героя постоянно сбегают козы. И если он в один прекрасный день нескольких не досчитается, придется ему туго без гарантированного молока, мяса и потомства от животных

26 сентября

Павел говорит со своей скотиной: козами, петухом. С курами не разговаривает, потому как, считает их не достойными. Странно. Видимо еще не заслужили. В Павле проснулся культ печи. Он тоже общается с ней. Мусор не кидает.

27 сентября

Павел повредил большой палец правой руки. После бесконечных дождей почва стала слишком напоминать лед. И он поскользнулся, Теперь не может работать с инструментами.

1 октября

У Павла серьезно заболела собака. Большие проплешины на боках, худой. Однако, свою функцию выполняет исправно. Контролирует коз и кур, что бы те далеко не убегали. Исправно сторожит дом.

11 октября

Началось нашествие мышей. Павел, как настоящий русский человек, один нож сломал, а другой потерял. Остался только маленький, которым он брился. Вот ведь, как в анекдоте.

16 октября

Снег (пес Павла) предал его и ушел. По каким причинам — не совсем понятно, но Павел заявил, что собаку обратно не примет. Потому что для него, самым важным критерием является преданность и честность.

22 октября

Объявилась лиса. Зашла, как к себе домой. Понюхала, оценила шансы поесть и исчезла. Павел в тот момент был в бане. Увидел ее, когда выходил из своей парной. Под рукой ничего не было, к сожалению.

25 октября

Одна из козочек получила травму. Павлу пришлось ее забить. Теперь у нашего поселенца есть некоторое количество мяса. Павел выставил голову козы на всеобщее обозрение, насадив на шест и водрузив на плетень. Возможно, голова козы работает как оберег от нечистой силы, в которую Павел тоже верит

3 ноября

Сегодня наступил пятидесятый день проекта «Один в прошлом». День туманный и пасмурный. Небольшой юбилей, который Павел отмечает обильным ужином из одиннадцати яиц собранных за четыре дня. Как всегда с луком и чесноком.

27 ноября

Дом проседает. Из-за этого между бревнами образуются большие щели. Павлу приходится каждый день обходить дом и конопатить его.

13 января

В отличии от большинства сограждан, Новый год Павел не отмечал как то особенно, к тому же, несмотря на свой календарь, он постепенно начинает путаться в датах. Видимо, в честь Рождества, Наш герой, наконец-то зарезал первую курицу.

28 января

Общее состояние героя проекта — удовлетворительное. Отмечается эмоциональное утомление от проекта, ощущение «бессмысленности». При этом Павел отмечает непоколебимое намерение «довести дело до конца».

30 января

Ест Павел полтора раза в день. Почему полтора? Потому что полноценным приемом пищи, для которого он готовит еду (обычно это похлебка, или как говорят в народе недокаша-пересуп) является только ужин, обеда у героя нет, а на завтрак он съедает остатки ужина, что позволяет не тратить время на готовку.  и экономит продукты. Так что же конкретно съедает Павел в день? Это три горсти зерна, пшена или гороха (примерно 150-180гр)), одна луковица и одна головка чеснока, щепотка соли (примерно 1 чайная ложка), горсть сушеных яблок (примерно 80гр), большая ложка меда, кроме того в неделю уходит примерно 450 гр муки.

7 февраля

Итак, у нашего героя полностью закончилась керамическая посуда. Теперь на хуторе из керамики остались только светильники, и амфора для масла. Отсутствие крынок, чашек и горшков, хоть и не несет угрозы жизни и здоровью, но бытовых проблем добавит изрядно.

9 марта

Сразу после Масленницы (несмотря на небольшой сбой календаря) Павел начал поститься. Единственным продуктом, не разрешенным во время Великого поста, в его рационе оставались куриные яйца. От них он и отказался.

Заметно снижение уровня умственной деятельности нашего героя. В народе это называется «отупение». Проявляется этот феномен в явном замедлении речи. Видно, как Павел делает долгие паузы между фразами и словами, задумывается и как бы подбирает или вспоминает нужное слово.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Овчаренко, идеолог проекта «Один в прошлом», руководитель Агентства исторических проектов «Ратоборцы»:

— Проект интересен с точки зрения экспериментальной археологии. Наш герой на практике проверяет, как предки пользовались теми или иными вещами, которые у него представлены в виде строений, копий, горшков и т. д. Таких пролонгированных по времени экспериментов  еще никто не делал – максимум от недели до месяца. Насколько в действительности проект отвечает реалиям десятого века? Этого никто не знает, потому что никто не знает, как на самом деле выглядел десятый век. Мы старались по максимуму приблизиться к тому, чтобы правильно воссоздать хутор. Для этого консультировались с научными сотрудниками Государственного исторического музея и Новгородского музея, делали копии вещей, которые имели место быть в Древней Руси, исторические аналоги и находки.

Читайте также

Фильтр