Остановка по требованию

Остановка по требованию, фото

Реставрация. Для того чтобы вернуть трамвайной остановке первоначальный вид, предпринимательнице Анне Паничкиной пришлось поднять архивные документы. Так удалось восстановить кровлю, стены и колонны. Фото: Юрий Гушан

Реставрация. Для того чтобы вернуть трамвайной остановке первоначальный вид, предпринимательнице Анне Паничкиной пришлось поднять архивные документы. Так удалось восстановить кровлю, стены и колонны. Фото: Юрий Гушан

Москвичка Анна Паничкина восстановила самую старую трамвайную остановку столицы

Анна Паничкина на собственные средства провела реконструкцию старинной трамвайной остановки Москвы. Она находится в Тимирязевском районе по Красностуденческому проезду. Остановка появилась во времена первого столичного парового трамвая. С ней связаны личности не только именитых архитекторов, разработавших проект, но и писателя Константина Паустовского. Он работал кондуктором на трамвайном маршруте № 27, который останавливался на остановке.

История рядом

Точный год создания павиль­она долгое время был предметом спора историков. Одни утверждали, что павильон на Красностуденческом проезде появился в 1886 году, другие – что сооружение было построено в 1926 году по эскизам архитектора Евгения Шервинского. В пользу этой версии свидетельствуют сохранившиеся на бывшем машиностроительном заводе «Красная Пресня» чертежи Шервинского, датированные именно 1926 годом.

Проект архитектора стал типовым. Несмотря на то, что он вдохновлялся работами архитектора-модерниста Франца Когновицкого, дизайн остановок Шервинского имел и свои отличительные особенности. Вместо принятого в архитектуре малых форм белого цвета Шервинский использовал черно-коричневые тона, узор решёток выдерживался в едином стиле с оградами московских бульваров.

ФАКТ
В 40-50‑е годы XX века в этом остановочном павиль­оне продавали мороженое, потом было несколько пожаров, в 2000‑е здесь открылись ремонт обуви и ларек.

Функциональное назначение также решалось несколько иначе, нежели у Когновицкого – вместо открытых зон пассажирам были предоставлены закрытые залы ожидания. Все это говорит в пользу того, что павильон появился все‑таки в 20‑е годы XX века, а не века XIX.

Старинная остановка не раз становилась героиней научных статей. В 1989 году о ней писал историк Н. М. Семенов: «…Статуса «памятника промышленной архитектуры» заслуживает, например, сохранившийся в единственном числе остановочный павильон прошлого века в Красностуденческом проезде…» Правда, в 1997 году это утверждение в том же журнале оспаривал другой ученый, А. Рогачев. Он пишет, что подобные постройки (правда, переделанные) сохранились и в других местах – у Новодевичьего монастыря, у станции метро «Войковская».

С историей этого павильона связаны имена не только архитекторов. Так, на трамвайном маршруте № 27, который, как и тогда, останавливается сегодня на остановке «Красностуденческий проезд», работал кондуктором писатель Константин Паустовский. Его после аварии разжаловали из вагоновожатых. В своих воспоминаниях он не раз описывал красоту павильона.

18 капителей (верхние части колонны) было по периметру остановки, согласно историческим фотографиям. Во время реставрационных работ оказалось, что все детали утеряны, однако внутри помещения нашли их сохранившиеся образцы. Тогда мастера отлили по ним 18 элементов для внешнего убранства остановки.

Местные жители – за остановку

Местные жители всегда были неравнодушны к судьбе остановки. Пока в колоннах в виде папируса одни искусствоведы видели стиль модерн, а другие в архитектуре находили черты неоклассицизма, жители пытались сохранить родной павильон своими силами, где‑то подкрашивая, восстанавливая павильон всем миром.

Одно время столичные власти даже подумывали снести ржавеющую чугунную конструкцию, но в 2013 году благодаря инициативным гражданам и муниципальным депутатам остановка получила статус выявленного объекта культурного наследия.

Предпринимательница Анна Паничкина начала восстанавливать павильон в прошлом году. До этого она в 2016 году выиграла тендер департамента Москвы по конкурентной политике и получила право арендовать павильон по программе «1 рубль за 1 кв. метр». Это значит, что, как только реставрационные работы заканчиваются, инвестор может начать вести в помещении какой‑либо бизнес и платить за аренду из расчета 1 рубль за 1 кв. метр в год. Анна планирует открыть точку питания. Площадь остановочного павильона составляет чуть более 39 кв. метров.

– По архивным документам мы полностью восстановили кровлю, оконные конструкции, стены, колонны. Чугунная решетка и капитель (верхняя часть колонн) почти не пострадали от времени, – говорит Анна. – При реставрации мы старались максимально воссоздать исторический облик павильона и рады, что нам это удалось.

Читайте также

Фильтр