От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак

ОВЧАРКИСамой популярной породой в СССР были овчарки: сначала немецкие, а после войны — восточноевропейские. Эта порода была специально выведена для работы в наших условиях — более крупные, лучше переносят холод. До сих пор овчарки считаются универсальными служебными собаками.

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фотоС 30-х годов кумирами школьников стал легендарный пограничник Карацупа с его Индусом. Строго говоря, Индус был скорее дворнягой, но с изрядной примесью немецкой овчарки. Прославился пограничник вместе с собакой благодаря очеркам журналиста Евгения Рябчикова, которые затем составили книгу «Мой друг Никита Карацупа». Сам Карацупа также стал автором книг «Жизнь моя —граница (1984) и «Записки следопыта» (1998). Правда, во всех публикациях после 50-х годов имя верного пса было заменено на Ингуса из политический соображений, так как СССР установил дружеские отношения с Индией.

В 1935 на экраны вышел фильм «Джульбарс». Так же звали и главное героя — пограничную овчарку. Кино стало безумно популярным, в итоге реальность и вымысел слились в умах наших сограждан: до сих пор некоторые люди уверены, что «счастливая» скульптура на Площади Революции это «Карацупа с Джульбарсом». Конечно, не исключено, что создатели вдохновлялись реальным пограничником и киношным псом.

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фото

Карандаш и Клякса. Марка СССР (фото из Википедии)

С 1936 клоун Карандаш начал работать в Московском цирке и выступила вместе со скотч-терьером Кляксой. Это тоже задало тенденцию: интерес к небольшим собачкам у населения был всегда, тем более что содержать их было существенно легче, хотя завести крупную собаку всегда считалось более престижным. Кроме того стала популярной и кличка собаки — в 1974 она повторилась в фильме Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».

ОПЯТЬ ДЖУЛЬБАРС. Отечественная война создала образы новых собак-героев. И снова самой популярной стала овчарка Джульбарс — на этот раз уже реальная, хотя и названная, по всей видимости, в честь киногероя. Правда, эта собака была не пограничником, а сапером: сумела обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов, участвовала в разминировании дворцов над Дунаем, замков в Праге и соборов в Вене. Джульбарс также принял участие в параде на Красной площади, где по легенде его несли на кителе Сталина, так как из-за травмы пес не мог передвигаться. В 1946 герой войны стал актером и сыграл главного героя в «Белом клыке». Этот фильм также стал культовым для советских людей.

В 50-е у обывателей был большой интерес к декоративным породам: таких щенков привезли в качестве трофея после войны. Но купить породистую собаку было сложно. Монополия на разведение животных принадлежала клубам ДОСААФ, а они ориентировались не на кино и вкусы населения, а на нужды силовых структур.

«Собаки были в большом дефиците. Продавались по записи. Очереди ждали по нескольку лет. Владелец (предполагаемый) обязан был пройти специальные курсы», — объясняет инструктор-дрессировщик Денис Полуянов. «Частным образом собак разводили, конечно. Но только где найдешь информацию о животных, которые не оставили после себя документальных следов? Ведь официальные бумаги выдавал только ДОСААФ».

Сегодня люди, работающие с собаками, вспоминают времена СССР как золотые. Ведь тогда почти исключалось, что владельцем породистой псины может стать неадекватный человек.

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фото

Кадр из фильма "Ко мне, Мухтар"

«Если ты хотел собаку именно породистую или племенную, с родословной и т.д. — купить просто так ты ее не мог. Надо было вступить в клуб, пройти "курс молодого бойца", т.е. на занятиях там рассказывали, что такое собака, чего с ней делать и т.д. после сдачи каких-то зачетов или типа того, тебя ставили в очередь на щенка. И ты ждал, — вспоминает зооинженер Денис Сотников. — Вот такой вариант считаю очень правильным, клубы, работая с гражданами, ориентировали их на помощь армии или милиции,  например. Было очень почетно, например, чтобы парень взял овчарку, состоя в клубе, ее отдрессировал и вместе с ней пошел в армию служить». Примерно об этом мечтает герой фильма «Пограничный пес Алый» (1975), который в итоге получает собаку на службе. Кроме того овчарки были и героями популярного польского сериала «4 танкиста и собака» (1966- 1970) и фильма о работе советской милиции «Ко мне, Мухтар» (1964).

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фото

Кадр из фильма "Лесси возвращается домой"

ЛЕССИ, АРТЕМОН и РЭССИ. Порода колли обязана своей популярностью, конечно, бессмертной собаке Лесси, придуманной писателем Эриком Найтом. Впервые рассказ о ней был опубликован в 1938 году, а в 1940 был расширен до романа. Первый фильм о Лесси сняли в 1943. Затем фильмы и сериалы снимались вновь и вновь в 60-е. 70-е, 80-е и 90-е. Умная колли меняла хозяев и сюжеты, но только не кличку. В СССР стал популярным сериал, снимавшийся с 1968 по 1978 год. Его отрывки показывали в советских телепрограммах 70-80-х гг. Соответственно, в эти же годы колли стали страшно популярны. Правда, многие хозяева были разочарованы: реальные собаки оказывались совсем не такие умные и находчивые, как в кино. Всем им до Лесси было далеко.

«Колли — это обычная пастушья собака, чудес от нее ждать не стоит, — развенчивает мифы Денис Сотников. — Нужно понимать, что в кино четырехлапого героя могут играть вообще несколько разных псов. Плюс не забывайте про киноприемы. И вообще — все собаки эгоисты и делают то, что нужно им. Сделать из любого барбоса верного друга и есть задача хозяина, причем желательно за первые 1-2 года. То, что люди оттачивали тысячелетиями, вы должны освоить за пару лет». Кроме того, Денис вспоминает, что что в советские времена колли были импозантнее — рослые, с шикарной шерстяной гривой. Однако они не соответствовали тогдашним на то время мировым стандартам, и зарубежные судьи такой красоты не понимали.

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фото

Кадр из фильма "Приключения Буратино"

40 лет назад на экран вышел фильм «Приключения Буратино» (1976) и после него пошла мода на королевских пуделей. Это, наверное, единственный случай, когда моду на породу создала даже не собака, а подросток — так как роль Артемона сыграл школьник Томас Аугустинас. Но, конечно, стоит учитывать и тот факт, что после популярного фильма выходила куча детской продукции с изображением персонажей — игрушек, настольных игр, наклеек, альбомов и т.д. Образ королевского пуделя активно тиражировался, собака считалась степенной и весьма престижной, особенно с классической стрижкой «лев» и бантом на хвосте.

Культовым был и фильм «Белый Бим, черное ухо» (1977), где шотландского сеттера сыграл английский (так как по сюжету пес был необычного для породы окраса), но несмотря на популярность кинокартины, массово заводить сеттеров советские люди не стали. Возможно, здесь свою роль сыграла четкая направленность породы: сеттеры — охотничьи собаки, а охотники были и есть достаточно закрытым сообществом. На сторону продавать собак не принято. И, наоборот, «своим» щенка могут уступить дешевле или подарить.

И, наконец, одним из последних советских фильмов, который ввел моду на собак, стал «Приключения Электроника» (1980). Правда, эрдельтерьеру Рэсси не повезло: никто толком не запомнил ни клички, ни породы, навсегда собаку стали называть «как у Электроников».

Популярные кинопороды, разумеется, также разводились клубами ДОСААФ. Каждому виду были назначены формы ее применения в случае военных действий. Овчарки считались караульно-сторожевыми собаками, эрдельтерьеры и колли — собаками связи (носили донесения в специальном кармашке) либо санитарами. Некоторые колли некоторые проходили курс защитно-сторожевой службы. Также эрделей и колли обучали и подносу боеприпасов. Пудели еще с 19 века были известны в России как охотничьи собаки. Есть даже специальный термин «пропуделять» или «пудельнуть» — значит, промазать, стрельнуть мимо цели.

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фото

 Кадр из фильма "101 далматинец"

ЛИХИЕ 90-е. После падения железного занавеса на вкусы собаколюбов стали влиять уже не наши фильмы. И не только фильмы — но и клипы, реклама, представители элиты и шоу-бизнеса, а также разных неформальных культур. Культовая тройка «собачьих» фильмов 90-х это, конечно, «Бетховен» (1992), «Маска»(1994) «101 далматинец»(1996). Но из этого трио — сенбернар, джек-рассел терьер и далматинский дог — только расселы нашли путь к сердцу «собачников». Видимо, в голодные 90-е сенбернары и далматины показались россиянам слишком прожорливыми, к тому же требующими огромных квартир или домов. А вот расселы как раз показались мелкими и миленькими. До сих пор это одна из самых популярных пород, несмотря на их гиперактивность. Правда, некоторые далекие от собаководства люди уверены, что этот вид собаки так и называется — «маска». Джек-рассел терьер даже стал героем русской романтический комедии «Семейка Триллера», которая должна выйти на экраны в конце 2016 года.

Кроме милых семейных фильмов свою тему задавала и хип-хоп культура. С Запада к нам пришел образ рэппера в широченных штанах, с цепью на шее. С фигуристой подругой и с питбулем или стаффордом на поводке (иногда даже несколько собак сразу). Кроме охраны по легенде песики использовались и для подпольных собачьих боев. Правда, у нас тренд переняли не ценители рэпа, а братки.

И, конечно, своя мода была и у «малиновых пиджаков»: новые русские предпочитали породы, которые бы сочетались с брендами итальянской мебели — дого аргентино, мастино неаполитано, кане корсо.

 «Фильмы не всегда играли на руку определенным породам. Например, после фильма «Куджо» интерес к сенбернарам и их помесям поугас, — считает собаковладелица Евгения Агапитос. — А уж про то, как доберманов и ротвейлеров просто сделали пугалами в кино, я могу сутки рассказывать. Всю жизнь плохиши охраняют свои темные делишки именно с доберманами и ротвейлерами. И только в «Смертельном Оружии» с Мелом Гибсоном страшный ротвейлер обернулся лапочкой и милотой». Евгения считает ротвейлеров идеальными охранниками — за печеньку не продадутся.

НУЛЕВЫЕ. Правда, немного репутацию доберманов в нулевых спасла певица Глюкоза со своим одноименным клипом. Но, конечно, самая модная порода начала  века в России — это лабрадор. И обязательно черный, как Конни у президента. Первая собака страны прожила 15 лет (1999-2014), а ее дети были раздарены многим. Два щенка — чёрная Ольга и палевая Орхидея — были подарены президенту Австрии Томасу Клестилю. Но не только высокопоставленые личности удостаивались президентского подарка: пенсионер Алексей Белевец с хутора Новозолотовка Ростовской области так же получил щенка, которого назвал Дариной. Ещё одного пса по кличке Оскар подарили школьнице Кате Сергеенко из Смоленска. Одна из дочерей Конни, если верить Википедии, служит в Городской единой службе спасения Владикавказа. Мода на «президентских собак» держалась где-то 4-5 лет, сейчас же в моде палевые лабрадоры и золотистые ретриверы.

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фото

Кадр из фильма "Блондинка в законе"

Но параллельно с лабриками, которые были в почете у серьезных людей, возникла и гламурная мода. В 2001 году вышел фильм «Блондинка в законе», где главную героиню везде сопровождал крошечный чихуахуа. Правда, у нас из пород, которые можно носить под мышкой, стали более популярными йорширские терьеры — звезды шоу-бизнеса и просто очень модные девушки считали хорошим тоном появляться везде с собачкой, которая была разодета не хуже владелицы. Соответственно, вслед за этим возникла культура собачьих салонов красоты, аксессуаров, специальных блюд в ресторане и даже собачьей йоги, которая называется дога. Истинные собачники, правда, хихикают над блондинками в кулачок: ведь пару веков назад йорики совсем не были престижными и разводили их люди, мягко говоря, простые. Так как законы запрещали простолюдинам держать больших собак, дабы они не браконьерствовали в лесах знати. Посему народ развлекался, разводя мелких собачек, которые отлично ловили крыс. Но в защиту гламурных прелестниц можно вспомнить, что йорика по кличке Mr.Famous держала сама Одри Хепберн.

 НАШИ ДНИ. Одним из последних фильмов про собак, который стал безумно популярен во всем мире —  «Хатико» (2009). Разумеется, немедленно возник интерес к собакам породы акита-ину, а заодно и к похожим на них хаски, но так же быстро и угас. Эти собаки мало предназначены для жизни в квартире, им нужны простор и движение.

 

От Джульбарса до Хатико. Как возникает мода на собак  фото

Кадр из фильма "Хатико"

В целом, «собачьи» профессионалы считают, что большим спросом в России сейчас пользуются некрупные собаки: их проще содержать, кормить и выгуливать. В Москве одна из самых популярных пород — такса. Среди служебных собак в сфере таможни и ФСКН сегодня лучшим нюхачом считается спаниель. У него есть чисто охотничье умение «увязнуть» в запахе, к тому же он лучше работает при больших скоплениях народа, не пугает детей, как, например, овчарки. В отличие, от больших собак, их просто транспортировать — эта собачка легко умещается в рюкзаке.  Однако силовые структуры по-прежнему предпочитают восточноевропейских овчарок.

Одна из довольно крупных пород на короткое время получила распространение после появления в сериале. Мохнатый бернский зененхунд сыграл в ситкоме «Счастливы вместе». Популярность сериала сделала свое дело, и на улицах появились бернуазы (так их зовут во Франции). Но, безусловно, для городской квартиры эта порода очень сложная. Да и ей самой комфортнее где-нибудь за городом, чтоб был двор и простор.

 Как формируется мода на собак?

Профи о моде на собак говорят неохотно, потому что, увы, знают лучше других, что как только пик спадет, когда-то трендовые любимцы окажутся на улицах и свалках. Однако продюсеров это, конечно, не остановит, ведь практически любое кино про «собачью жизнь» — это беспроигрышный хит для семейного просмотра. 

«Мода обуславливается не только массмедиа. Думаю существуют еще некие локальные факторы обуславливающие вспышки популярности. Типа сосед завел, а я чем хуже, и понеслось! — считает Денис Полуянов.

Психолог объясняет работу «модного механизма» более подробно.

«Если социальная иерархия животных построена, как правило, по принципу доминирования, то у людей большую роль играет престиж. Актеры, звезды шоу-бизнеса, политики – все эти люди обладают чем-то выдающимся, что нас привлекает. Это может быть талант, тело, харизма, власть – что-то, что придает им особый социальный статус, возвышает их над другими людьми. Престиж предположительно развился как форма психологической адаптации к научению: наши предки выделяли в своих соплеменниках выдающиеся качества и учились у них, перенимали их модели поведения, распространяя таким образом полезные ноу-хау отдельных членов общества на всю популяцию. Спонтанное копирование знаменитостей – частный случай этого механизма», — объясняет Иван Стригин, клинический психолог. — «Нам интуитивно хочется поступать так же, носить то же, говорить так же и даже иметь такие же взгляды на мир, как и у людей, которыми мы восхищаемся. Здесь важно не забывать, что современный мир несколько сложнее, чем мир наших предков и иногда полезно включать сознание и разделять то, что хорошо бы скопировать, от того, чего стоило бы избегать. На человека будет влиять то, с чем он чаще соприкасается. Скажем, если он больше любит кино, чем музыкальные клипы, то фильмы будут влиять на него сильнее»,

Источники: Денис Сотников, зооинженер, кандидат сельсхозяйственных наук, Денис Полуянов, инструктор- дрессировщик, судья- эксперт по рабочим качествам, Евгения Агапитос, собаковладелица, Иван Стригин, клинический психолог.

 

Читайте также

Фильтр