От ховербайка до картофелекопателя

    «Крым». Бюджетный молодежный родстер, полностью построенный аспирантами Бауманки на отечественной компонентной базе. Масса до 950 кг, мощность 150 л. с., максимальная скорость до 220 км / ч. Фото: Проект «Крым»
    «Крым». Бюджетный молодежный родстер, полностью построенный аспирантами Бауманки на отечественной компонентной базе. Масса до 950 кг, мощность 150 л. с., максимальная скорость до 220 км / ч. Фото: Проект «Крым»

    5 российских инженерных компаний и вузов, которые сами придумывают технологии

    ЛЕТАЮЩИЙ МОТОЦИКЛ. Российская компания Hoversurf разработала пилотируемый ховербайк — летательный аппарат, по своей конструкции схожий с мотоциклом.

    Вдохновителем и инвестором идеи стал Александр Атаманов, у которого за плечами уже есть государственные премии в области инноваций. Он говорит, что некоторые его проекты уже стали бизнесом, а ховербайк — это, скорее, воплощение мечты.

    Изобретение внешне действительно похоже на мотоцикл, только вместо колес у него встроены пропеллеры, создающие эффект воздушной подушки, на которой держится аппарат. У базовой платформы грузоподъемность до 150 килограммов, но возможно и увеличение веса. Также у ховербайка программно ограничена высота полета — не выше 5 метров. При этом пилот обязательно должен находиться в серьезной защите. В этом случае при падении с пятиметровой высоты он не получит тяжелых травм.

    Аппарат может работать также в беспилотном режиме. Что касается двигателя, то он гибридный — работает на бензине и электричестве, позволяя ховербайку продержаться в воздухе 2 часа. Максимальная скорость мотоцикла при этом — 70 км / ч.

    Для того чтобы полет квадрокоптера был безопасным, Hoversurf разработала электронную систему, предотвращающую аварию при разрушении одного пропеллера или поломке мотора. Активированная система плавно сажает аппарат на землю, однако управление при этом теряется. Также остаться живым при падении помогут выстреливающиеся парашюты, которые позволяют спустить ховербайк на землю без повреждений.

    Кроме этого, Атаманов предусмотрел аварии с пропеллерами. Например, когда туда попадет рука или нога человека. Дело в том, что пропеллер из композитного материала очень прочный, и при попадании человека под него работает как нож мясорубки. Поэтому изобретатели делают пропеллеры из березы. При контакте с защитой водителя такой винт разлетается на щепки.

    Несмотря на то, что прототип себя хорошо зарекомендовал, в широком пользовании ховербайки появятся нескоро. Главная преграда для рынка летающих мотоциклов — законодательные нормы, строго регламентирующие безопасность полетов малой авиации и допуск пилотов к управлению.

    20 км/ч
    скорость ховербайка. Он может продержаться в воздухе до двух часов.

    ИНВЕНТАРЬ ОГОРОДНИКА. Виталий Кривулин из Смоленской области совершенствует садовый инвентарь: культиваторы, лопаты, вилы, картофелекопатели и другое. Все вносимые новшества он патентует, на его счету уже несколько документов, подтверждающих уникальность разработок. Совместно с компанией, специализирующейся на производстве ручного кованого инструмента для сада и огорода, Кривулин наладил массовый выпуск своих изо­бретений.

    Самая популярная его разработка — это ручной культиватор «Торнадо» для вскапывания земли, ее рыхления и удаления сорняков. Культиватор выглядит просто — это металлический стержень, к которому перпендикулярно прикреплена ручка. В нижней части стержня находятся четверо заточенных, изогнутых по спирали зубьев. Основным движением при работе будет проворот культиватора руками, при этом спина сохраняет прямое положение. А загнутые зубья, подобно штопору, легко врезаются на глубину до 20 сантиметров и захватывают сорняки, вытаскивая их с корнем на поверхность. При этом не нарушается структура земли, остаются живыми черви.

    «торнадо». Виталий Кривулин из Смоленской области создал ручной культиватор для вскапывания земли, ее рыхления и удаления сорняков.
    «Торнадо». Виталий Кривулин из Смоленской области создал ручной культиватор для вскапывания земли, ее рыхления и удаления сорняков.

    На основе этого культиватора был разработан культиватор-картофелекопатель. Он облегчает и ускоряет выкапывание клубней. Выглядит он как стержень с ручкой, как у культиватора, но внизу инструмента острый штырь и еще три загнутых внутрь зубца. Чтобы выкопать картошку, нужно поставить картофелекопатель вертикально вниз на землю параллельно гряде и повернуть вокруг оси. Вворачиваешь зубья инструмента в почву под картофельный куст — и клубни выходят наружу.

    Еще одно изобретение, полюбившееся дачникам, это усовершенствованная совковая лопата. Она продолжает традиции инструмента, снижающего нагрузку на поясницу. В этом помогает необычная геометрия ручек: одна в традиционном месте, другая располагается посредине s-образного изогнутого черенка, параллельно земле. Такое положение ручек позволяет работать прямо, не наклоняясь. Изобретатель продолжает пополнять свою коллекцию усовершенствованного садового инвентаря.

    Некоторые мои инновационные проекты стали для меня бизнесом, а вот ховербайк — это, скорее, воплощение мечты»
    Александр атаманов, вдохновитель и инвестор идеи создания отечественного ховербайка, лауреат государственных премий в области инноваций.

    ФОТОАВТОМАТ. Автомат Boft печатает фотографии из соцсетей размером с «полароид», и сегодня известен во всем мире. Однако мало кто знает, что всего лишь четыре года назад он был придуман, разработан и собран российскими предпринимателями и айтишниками Тосом Мовсисяном, Артемом Гармеряном, Денисом Сколотой и Евгением Ильиным.

    Началось все в 2013 году, когда Тос придумывал идеи для бизнеса, связанные с IT, потому что эта сфера развивается огромными темпами. Тогда ему пришла мысль распечатывать фотографии из набирающей тогда популярность сети Instagram. Вначале ребята думали, что автоматы, которые печатают фото из соцсетей, уже давно существуют в мире и нужно просто привезти их в Россию.

    После поисков оказалось, что такого автомата нигде нет. Тогда решено было его разработать и собрать самостоятельно. С экранами, платами и другими деталями на рынке не было проблем, но принтера, который бы печатал фото размером с «полароид», не оказалось.

    Специально для такого формата фото айтишники написали программное обеспечение и разработали специальный резак для прин­тера, печатающего стандартные фото. Работает все так: на обычном снимке программа помещает два изображения впритык друг к другу, а резак режет его на две части. Это происходит внутри автомата, а пользователь на выходе получает две фотографии.

    Кажется, что это простое решение. Но, по словам Тоса, разработка отняла много сил и времени. Первый автомат ребята собирали у себя дома. Начинку поместили в корпус, включили, но ничего не работало. Пришлось перепрограммировать автомат. В итоге машина стала распечатывать первые фото, но все равно были сбои и частые поломки.

    Однако через месяц работа была отлажена. Теперь автомат работает просто и быстро. Чтобы получить пару фото, пользователю необходимо набрать свой никнейм в соцсети либо перекинуть фото с телефона по вай-фай или блютуз. Также автомат делает селфи. Все снимки можно сразу обработать фильтрами на экране, поставить геотег, а затем распечатать. Машина выдает 2 фото размерами 7,5 на 10 сантиметров.

    Первый автомат был установлен на дизайн-заводе «Флакон» и сразу собрал очереди. Поэтому Тос с парт­нерами решил закрепить за собой изобретение — в ноябре 2014 года Boft получили патент в Роспатенте. Затем ребята сразу же наладили производство автоматов в Великом Новгороде. Заказы расписаны на год вперед. По словам Тоса, многие люди до сих пор думают, что это не разработка россиян, а франшиза из США.

    АВТОМОБИЛЬ. Аспиранты Бауманского технического университета третий год работают над проектом бюджетного родстера, построенного на отечественной компонентной базе. Название машина тоже получила родное — Крым. «В России это первый такой проект, когда в стенах университета был собран автомобиль, допущенный до дорожных испытаний», — уверен Дмитрий Онищенко, профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана, куратор группы аспирантов.

    Разработчики собирают родстер на базе Lada Kalina. Но это не значит, что машине просто поменяли дизайн, оставив внутреннюю начинку неизменной. В нее внесли новшества. Так, например, несущая система, или рама родстера, представляет собой трубчатую конструкцию из листового металла, которая усилена дополнительными ребрами жесткости в наиболее нагруженных местах. А разгон до 100 километров будет осуществляться за 8,6 секунд. Это сравнимо, например, с популярным родстером Mazda MX-5.

    Машина успешно прошла испытания. В прошлом году ребят к себе пригласил губернатор Севастополя. Они проехали на родстере около 5 тысяч километров по южному берегу полуострова. В целом пробег машины составляет 25 тысяч километров, за время которых не было выявлено ни одной серьезной неисправности.

    Дело осталось за государственной сертификацией и массовым выпуском. Если инвесторы, с которыми сейчас ведутся переговоры, одобрят проект, то на дорогах родстер можно будет увидеть через 2‑3 года.

    САМООЧИЩАЮЩЕЕСЯ СТЕКЛО. Олег Смирнов, выпускник Московского института электронной техники, придумал новый продукт — покрытие для стекла на основе диоксида титана и кремния, которое защищает стекло от грязи. «Больше не нужно мыть окна, — утверждает Олег Смирнов, лидер проекта LighTiO. — После обработки нашим веществом грязь и пыль не прилипают к нему. И увеличивается пропускаемость солнечного света на 10 процентов».

    Секрет в фотокаталитическом нанопокрытии. Оно выглядит как жидкость, которая наносится на стекло и превращается в пленку за один день. Когда свет попадает на частицы вещества, они начинают выделять окислительные радикалы, т. е. разрушать органические соединения. Грязь разлагается на углекислый газ и воду.

    Пленка защищает стекло от разрушения, не боится града и снежного наста. В темное время суток нанопокрытие тоже работает, потому что частицы накапливают солнечный свет, которого хватает на 48 часов. Пленка служит до 10 лет.

    Первыми на инновационное покрытие обратили внимание те, кому важна чистота стекла: производители солнечных панелей и тепличные хозяйства. Также на очереди торговые центры, производители окон и стекол для автомобилей.

    ***

    Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

    Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Россия — инженерная страна». В цикле публикаций мы рассказали о востребованности инженерных профессий, возможностях получения профильного образования и о том, как в будущем России инженеры будут играть одну из ведущих ролей. А также о том, чего уже добились современные российские инженеры. Если у вас, дорогие читатели, есть вопросы или предложения по инженерной тематике, присылайте их на volodina@mr-msk.ru.

    Поделиться