От поездов-беспилотников до говорящих касс

От поездов-беспилотников до говорящих касс, фото

scanner-315882_1280

Обзор самых последних отечественных достижений в сфере инноваций  в разных отраслях экономики

Впервой части обзора, опубликованной в номере «Моего района» 5 июля 2018 года, рассказывалось о новых технологиях, внедряемых в строительстве, автопроме, связи и химической промышленности. На очереди — железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, коммуникационные отрасли и торговля

Железная дорога осваивает беспилотники

«Беспилотные» локомотивы начали курсировать в Ленинградской области на станции Лужская Октябрьской железной дороги. Это первый этап научно-технического проекта «Цифровая железная дорога», запущенный РЖД в рамках программы «Цифровая экономика».

Система, которая позволяет маневровому локомотиву ТЭМ-7 перемещаться по путям без машиниста, получила название МАЛС БМ (Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация без участия машиниста). Для ее работы тепловоз оборудовали дальномерами, камерами, бортовым компьютером и другими приспособлениями, через спутник связанными с пультом управления оператора.

Сейчас отрабатывается схема управления сразу несколькими локомотивами одним человеком с удаленного рабочего места. «Мы не убрали, как в Европе, машиниста, а сохранили и назвали машинистом-оператором. Их будет меньше, но они будут», — рассказал Валентин Гапанович, старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги».

Аналогичные разработки планируется внедрить на Московской железной дороге. Правда, дальнейшее развитие проекта потребует совершенствования законодательства: в нем пока нет уточнений о распределении ответственности, например, за наезд. Требуют дальнейшей проработки и вопросы киберзащищенности беспилотных систем вождения.

В РЖД уверены, что внедрение беспилотных технологий вождения и маневрирования позволит решить кадровые проблемы и снизит рабочую нагрузку на машинистов — в ряде нестандартных ситуаций автопилот сможет переключать управление на себя или помогать оператору на сложных участках. Однако для работы с такой техникой машинистам придется повышать свою квалификацию.

Также в планах проекта «Цифровая железная дорога» — установка автоматизированного поста для диагностики локомотивов на сортировочной станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги, усовершенствование системы временных предупреждений на участ­ке Москва – Узуново и автоматизированной системы регулирования и сигнализации на участке Болшево – Фрязино. И создание центра автоматического мониторинга параметров движения.

Еще один важнейший пункт программы «Цифровая железная дорога» — это создание интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). По словам специалистов, это будет «Интернет вещей» в масштабах всей железной дороги.

Экспертное мнение: Аналитики McKinsey & Company считают, что один из самых инновационных в экономике страны — банковский сектор

Орошаемо-разлагаемая инновация «Свои»

Инновационные трубки капельного орошения разработали специалисты астраханской компании «Свои». Уникальность новинки в том, что после окончания сельскохозяйственного сезона трубки не нужно извлекать из земли — они разлагаются в почве всего за несколько месяцев.

Эта продукция изготовлена с использованием биоразлагаемых материалов — технология позволит снизить экологическое воздействие на сельхозугодья, решить задачу импортозамещения: сегодня доля отечественного оборудования в производстве систем капельного орошения составляет всего 13 процентов.

По словам гендиректора компании «Свои» Ильи Вишневецкого, мощность завода составляет 200 млн м трубки в год. На предприятии установлены две швейцарские линии для производства трубок. К концу 2019 года новаторы приобретут еще четыре линии и увеличат мощность завода до 600 млн м трубки в год. Инвестиции в проект превысят 380 млн руб.

При этом у компании сформирован портфель заказов, в том числе есть контракт с Казахстаном, куда она будет поставлять около 100 млн м продукции ежегодно. Первые поставки стартуют уже в этом году.

Компания «Свои» с 2015 года резидент особой экономической зоны (ОЭЗ) «Лотос», расположенной в Наримановском районе Астраханской области на площади почти 1 тыс. га. Общая сумма заявленных ее резидентами инвестиций уже превысила 24 млрд руб.

От поездов-беспилотников до говорящих касс  фото
«Эльбрус». Ноут­бук выдерживает перепады температуры от -20 до +55С. Фото: Андрей КАРА

Сверхпрочный «Эльбрус»

Новую версию отечественного защищенного ноутбука для экстремальных условий представил холдинг «Росэлектроника» на международной промышленной выставке «Иннопром-2018». В основе вычислительного ядра компьютера — российский микропроцессор «Эльбрус 1С+».

Ноубтук ЕС1866 предназначен для работы в полевых условиях как силовиков, так и гражданских специалистов — например, для решения задач промышленности, логистики, сельского хозяйства, оказания медицинской помощи вне медучреждений или в условиях ЧС. Его корпус изготовлен из сверхпрочного алюминиевого сплава. Он устойчив при вибрации, ударах, воздействии влаги и экстремальных температурах, оснащен 17‑дюймовым экраном и имеет габариты 41,3 см по длине, 34 см по ширине, 8 см по толщине.

«Созданный нами продукт основан на отечественной платформе «Эльбрус» и работает под управлением программного обеспечения российской разработки. Такой подход максимально защищает пользователей от возможных утечек информации», — рассказала директор по коммуникациям Госкорпорации Ростех Екатерина Баранова.

От поездов-беспилотников до говорящих касс  фото
Говорящая касса. Поможет ­сократить очереди особенно в час пик. С ее помощью будет оплачиваться каждая вторая покупка. Фото: Андрей КАРА

«Выручай-кассы»

Устройства нового поколения для самостоятельной оплаты товаров «Выручай-кассы» появятся в торговой сети «Пятерочка». Первые аппараты уже тестируются в двух магазинах, а до конца года их установят еще в восьми универсамах.

«Выручай-кассы» оборудованы голосовой программой, которая комментирует все действия при покупке того или иного товара. Это поможет пенсионерам быстрее понять принцип работы новой техники. А для иностранных покупателей есть помощник на английском и китайском языках. Интерфейс «Выручай-кассы» разработан с учетом покупательского опыта — это, по мнению создателей, сделает общение пользователей с устройством простым и комфортным.

Для самостоятельной оплаты товаров в универсамах «Пятерочка» создадут специальные зоны, в каждой из которых установят до шести аппаратов. Помогать оплачивать покупки на «Выручай-кассах» будет сотрудник магазина, в его обязанностях — проверка документов при покупке алкоголя и сигарет. Аппараты принимают к оплате наличные деньги, банковские карты всех платежных систем, баллы различных программ лояльности и купоны.

Для улучшения товарооборота, роста покупок и предотвращения краж X5 протестировала технологии видеоаналитики и компьютерного зрения, работающих на основе нейронных сетей и искусственного интеллекта. Компания выбрала самые рентабельные способы контроля продукции на полках и оценки количества людей в очередях.

В частности, технология резидента ИТ-кластера «Сколково» Intelligence Retail показала точность на уровне 93,7 процентов в распознавании товаров на полках. Эту разработку протестировали в пяти столичных супермаркетах «Перекресток»: при нехватке товара сотрудники получали сигнал о необходимости добавить его. За время эксперимента технология научилась распознавать около 1500 товаров. Аналогичную технологию протестировали в торговой сети «Пятерочка».

Мобильная подводная радиосвязь

Впервые в мировой истории российские специалисты смогли установить мобильную радиосвязь из‑под воды с базовой станцией на судне. Аппаратуру для такого сообщения разработали инженеры отечественной компании IVA Technologies и испытали ее в акватории Черного моря при участии профессиональных аквалангистов.

В ходе испытаний была установлена связь на глубинах свыше 10 метров и на дальности 50 метров, а также впервые в истории проведен сеанс радиосвязи из‑под воды с базовой станцией на судне. При передаче сигнала устройство легко справилось с перепадами температур, границей раздела сред и естественными препятствиями, которые ограничивают работу гидроакустических систем связи. Принцип работы основан на распространении электромагнитных волн.

Радиостанция состоит из блока приемопередатчика и приемо-передающей антенны. Габариты антенны позволяют расположить ее на экипировке водолазов. Она поможет более эффективно проводить техобслуживание судов в порту, вести спасательные работы под водой, а также разведку и контроль месторождений полезных ископаемых на шельфе. С ее помощью можно наладить охрану акваторий морских баз, связь дайверов с инструктором или водолазов с командиром спусков, управление необитаемыми подводными аппаратами. Также она повысит качество подводной связи и расширит возможности для изучения Мирового океана.

***

318 млн руб. начальная цена контрактов на разработку беспилотных технологий для ряда железнодорожных участков, размещенных ОАО РЖД на сайте госзакупок в апреле 2018‑го.

Победителем торгов стало ОАО «НИИАС» — в частности, компания до конца 2019 года должна разработать системы управления движением поездов без машиниста на Московском центральном кольце (МЦК).

По мнению железнодорожников, МЦК уже в принципе готово к применению беспилотников, однако еще несколько лет уйдет на их тестирование, чтобы гарантировать полную надежность при перевозке пассажиров.

Планы и прогнозы

До конца 2018 года X5 протестирует еще ряд технологий, интегрировав компьютерное зрение в реальные бизнес-процессы и ИТ-системы.

По предварительным оценкам компании, внедрение только видеоаналитики и компьютерного зрения может принести выгоду примерно 60 процентам магазинов сети.

***

Выпуск издания осущес­т­­в­лен при финансовой под­держке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делала проект «Наши инновации». Мы рассказывали о том, над чем сегодня работают российские ученые и инженеры. Познакомили с уникальными изобретениями и новыми технологиями. Расскали о новейших научных открытиях. Мы продолжим диалог с вами, уважаемые читатели. Если вам известно о каких‑то необычных и революционных разработках, присылайте свою информацию по ­адресу: slebedev@mr-msk.ru.

Читайте также

Фильтр