От солнечного бетона до червей-тоннелекопателей

От солнечного бетона до червей-тоннелекопателей, фото

Метро. Новая станция «Солнцево» внешне напоминает старые дачные домики 30-х годов прошлого века.

Метро. Новая станция «Солнцево» внешне напоминает старые дачные домики 30-х годов прошлого века. Фото предоставлено бюро Nefa Architects

Обзор самых последних отечественных достижений в сфере инноваций в различных отраслях

Российскую экономику в последнее время обвиняют во всевозможных грехах, самый страшный из которых – отсутствие инноваций. Промышленные предприятия мало тратятся на новинки. Их подавляющая часть – это «усовершенствованные товары, основанные на ранее выпускавшихся». Такой приговор выносят эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Но, может, они просто не знают, где их искать – прорывные технологии? А те буквально под ногами – будь то тормозные педали автомобилей или ступени на новую станцию метро. Давайте посмотрим, какие инновации появились в различных отраслях за последнее время.

Солнечные зайчики оккупируют подземку

Новую станцию столичного метро «Солнцево» строят из инновационного архитектурного бетона по проекту бюро Nefa Architects. Для этого на заводе «Мажино» изготовили уникальные элементы, из‑за дизайнерских решений которых конструкция получила название «сырного домика».

От солнечного бетона до червей-тоннелекопателей  фото
Окна. Из-за отверстий в стенах конструкцию прозвали «сырный домик». Фото предоставлено бюро Nefa Architects

Проектированием станции «Солн­цево» бюро занялось после того, как победило на международном конкурсе, проводимом КБ «Стрелка» по заказу Стройкомплекса Москвы и Москомархитектуры. «Наша концепция разрабатывалась специально для этого места и этого времени», – отметил руководитель студии Nefa Architects Дмитрий Овчаров, пояснив, что образ выстроен в двух направлениях – «архитектурном осмыслении солнечного света и форме характерной дачной постройки, домике с двухскатной кровлей».

На деле это выглядит так: ограждающие поверхности четырех «солнцевских» павильонов сделаны из сборных железобетонных панелей с перфорацией. Эти отверстия пропускают солнечный свет сквозь светопрозрачные окна из многослойного стекла триплекс, наполняя помещение солнечными зайчиками. А дачная тема, добавляет архитектор, родилась из истории места: здесь в 30‑е годы строился один из первых дачных поселков для москвичей.

Эксперимент: Испытания модели легкого конвертируемого самолета на криогенном топливе провели в институте им. Н.Е. Жуковского.

Уникальная особенность объекта – использование при его строительстве архитектурного бетона. Это один из самых гибких строительных материалов, разработанных для оформления зданий. С помощью матриц ему придают самую разнообразную поверхность: полированную, шлифованную, под натуральный камень. А технология «графического бетона» позволяет наносить на него практически любые изображения. Его используют в интерьерах межквартирных, межлестничных холлов и в жилых помещениях.

Причем эстетические качества архбетона позволяют использовать его и для несущих конструкций, и в качестве самостоятельного материала. Благодаря этим возможностям архитекторы отказались в оформлении станции от уже ставших стандартом металлических листов.

«Это перспективный материал – наша студия часто применяет различные решения из этого бетона как в интерьере, так и при проектировании фасадов», – говорит Дмитрий Овчаров. Так, Nefa Architects ранее использовала такой материал для колоннады ростовского аэропорта «Платов», а также при оформ­лении аэропортов Екатеринбурга. Самары и Нижнего Новгорода.

Панели для станции «Солнцево» изготовили на подмосковном заводе «Мажино» – одном из крупнейших предприятий по выпуску сборного железобетона в Европе. Знание современных архитектурных тенденций, применение новейших технологий и лучшего европейского оборудования позволяет ему изготавливать бетон высокого качества. Именно его использовали при реконструкции «Лужников», при строительстве стадиона «Открытие Арена» и Керченского моста.

От солнечного бетона до червей-тоннелекопателей  фото
Свет. Прозрачные окна из многослойного стекла триплекс наполняют помещение солнечными зайчиками. Поверхности четырех «солнцевских» павильонов сделаны из сборных железобетонных панелей с перфорацией. Фото: Андрей КАРА

Московские тоннели пророют ульяновские «черви»

Прокладкой тоннелей для коммуникаций в столице займутся специальные роботы. По сообщению «МосТрансПроекта», это будут «черви-вермиботы», которых придумали ульяновские школьники.

Юные конструкторы Егор Петров и Андрей Чертов создали механизированное устройство на электродвигателях, в основе которого – строение и способ передвижения дождевых червей. Их модель способна активно передвигаться внутри полых труб и в толще грунта, а также автономно выполнять ряд действий. Эту разработку ульяновских изобретателей оценили эксперты, отметив простоту конструкции и ее способность двигаться в любую сторону, согласно заданному направлению.

Они также признали, что идею можно реализовать в более масштабном проекте – создать вермибота, который сможет не просто рыть подземные туннели, но и прокладывать в них необходимые электрокабели, линии связи и так далее. Единственный пока его недостаток – невысокая скорость работы. Однако и эта проблема, по мнению специалистов, решаема.

«Выращиванием» до промышленных размеров этих «червей» уже занимаются специалисты НИИ городского транспорта Москвы. Они будут использоваться для проведения подземных исследований и аварийно-спасательных работ на большой глубине. Вермиботов можно запускать при завалах, стихийных бедствиях или затоплениях. Эти роботы также могут работать внутри узких труб в канализационных сетях.

Рекорд: Самый большой строительный принтер в мире запустила в серийное производство ярославская компания «АМТ-СПЕЦ­АВИА»

«Что ты на это скажешь, Илон Маск?!»

Испытан в тестовом режиме беспилотный пассажирский электробус «КамАЗ Шатл». Он проехал по песчаной насыпи вдоль берега реки Казанки 650 метров. Скорость движения электробуса при демонстрации – до 10 км / ч.

По данным «КамАЗа», беспилотник останавливается и высаживает пассажиров по требованию. В машине шесть сидячих мест и шесть стоячих. Для движения он получает сигналы 5G-модемов: на сервер «Кам­АЗа» в режиме реального времени поступает информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Эта информация собирается с датчиков, установленных в тестируемой модели.

Чтобы организовать поездку на электробусе в Казани, сотовый оператор развернул сеть 5G на тестовой трассе. «Только сеть пятого поколения может обеспечить моментальный отклик удаленного объекта», – отметили представители «Кам­АЗа».

Быстро разлагающийся полимер – всем пластмассам пример
Создан экологически чистый пластик, способный быстро и полностью разлагаться в земле. По мнению разработчиков – специалистов Балаковского инженерно-технологического института (саратовский филиал МИФИ), этот материал способен заменить многие виды пластмасс.

Новый полимер – это композиционный материал, созданный из отходов зерноперерабатывающей промышленности. Он обладает низкой токсичностью и разлагается в почве всего за полгода-год. Его оптимально использовать для производства пищевой упаковки, одноразовой посуды и другой подобной продукции для нужд пищепрома.

Саратовские ученые уточняют, что подобных материалов в России не существует, а его зарубежные аналоги весьма дороги. Внедрение в производство этой разработки сразу удешевит целый ряд продукции. Сейчас специалисты работают над проектом выпуска проб­ной партии товаров из уникального полимера.

Прорыв: Впервые в России напечатаны металлические детали для промышленного электронасоса. Их сделали на первом же отечественном 3D-принтере для изготовления металлических изделий. Для этого применялся металлический порошок российского производ­ства. Работу выполнили специалисты института технологии поверхности и наноматериалов АО «НПО «ЦНИИТМАШ»

Без асбеста – без аналогов

Запущен цех по производству безасбестовых тормозных колодок на Барнаульском заводе асбестотехнических изделий. Точнее, уже автоформованных термостойких изделий – выпуск новой продукции позволил предприятию отказаться от прежнего названия, но сохранить при этом прежнюю аббревиатуру. Эти инновационные изделия соответ­ствуют высоким показателям экологической безопасности и включены во всероссийский план импортозамещения.

Барнаульские безасбестовые тормозные колодки и накладки дискового тормоза востребованы на грузовых автомобилях, автобусах, прицепах, а также на железнодорожном транспорте. Интенсивно переходить на безасбестовые технологии предприятие заставил рынок – на Западе асбест запрещен.

При этом у всех барнаульских изделий сохранены высокие эксплуатационные характеристики, в том числе показатели ходимости и безопасности. Организация нового цеха на заводе потребовала около 50 млн руб. инвестиций. При этом создано 30 новых рабочих мест, а производ­ственные мощности площадки позволяют выпускать более 300 тыс. изделий ежегодно на сумму свыше 200 млн руб. В ассортименте – более 30 видов изделий.

Сегодня в России подобного серийного производства нет – колодки такого типа даже на отечественные предприятия поставляются преимущественно из Китая. А теперь барнаульцы смогут обеспечить своей продукцией такие производства, как «ГАЗ», «КамАЗ» и другие. А также муниципальные и госпредприятия – уже сейчас предприятие участвует в тендере «Мосгортранса» на 8 млн руб. Помимо этого, завод ведет переговоры с местными перевозчиками, у которых есть собственные логистические компании, транспорт­ные парки – ранее они приобретали такую продукцию за рубежом.

Космическая нанокерамика

Подана заявка на получение патента для новой разновидности оптической нанокерамики. Это вещество разработала группа молодых специалистов из Дальневосточного федерального университета – оно гарантирует прорыв в отечественной лазерной промышленности, а также наземной и космической связи.

Это поликристаллическое вещество отличается высокими техническими характеристиками, превосходящими прежние материалы. Технология его получения сделает производство прозрачных оптических керамик проще и дешевле. Предполагается, что нанокерамика найдет широкое применение не только в космической и наземной оптической связи, но и при создании оборудования высокоточного измерения, в производстве лазерных приборов и других направлениях.

Выпуск издания осущес­т­­в­лен при финансовой под­держке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Газета «Мой район» совмест­но с Федеральным агентством по печати делает проект «Наши инновации». Мы расскажем о том, над чем сегодня работают российские ученые и инженеры. Познакомим с уникальными изобретениями и новыми технологиями. Расскажем о новейших научных открытиях. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вам известно о каких‑то необычных и революционных разработках, присылайте свою информацию по ­адресу: slebedev@mr-msk.ru.

Читайте также

Фильтр