Пенсионная реформа: За и Против

    Мнения экспертов о проблеме, волнующей миллионы россиян

    Вадим Кумин, кандидат экономических наук

    «Реформа построена на лжи»

    19 июля Государственная Дума во многом благодаря позиции «Единой России» приняла в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста. Новый возраст выхода на пенсию оставлен таким, как ранее и запланировало правительство: у работающих – 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, у самозанятых – 70 и 68 лет соответ­ственно. Фракция КПРФ голосовала против. И вот почему.

    Один из аргументов авторов реформы – мол, россияне мало работают по сравнению с развитыми странами. Но это не так. Наоборот, россияне работают очень много! Возьмем официальную статистику. Согласно сводным данным Международной организации труда и Организации экономического сотрудничества и развития, россияне входят в число самых работающих наций и занимают шестую строчку мирового рейтинга – 1980 рабочих часов в год.

    Для сравнения: средний немец работает 1370 часов в год, голландец – 1420, француз – 1480. Таким образом, разница между работающим россиянином и представителями этих трех стран – 500-600 часов в год. За средний 35‑летний стаж у гражданина нашей страны набегает дополнительных 17,5-21 тысяча часов, или 2200-2600 рабочих дней.

    Несложный подсчет показывает, что эта переработка составляет от 9 до 10,5 лет. И если к российскому возрасту выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин прибавить эти 9-10,5 лет, то получится в среднем 70 и 65 лет. Это больше, чем возраст выхода на пенсию в Германии или Франции. Кроме того, нельзя сравнивать условия труда российских и европейских работников. Наши люди работают в резко континентальном климате, часто при несоблюдении элементарных требований техники безопасности.

    918,3 тысячи мужчин и 1,166 млн женщин предпенсионного возраста проживало в России в 2017 году.

    Теперь что касается финансовой составляющей. По подсчетам экспертов КПРФ, у каждого мужчины предложенная «реформа» отбирает как минимум 600 тысяч рублей, а у каждой женщины – почти 1 миллион. Кроме того, «новые пенсионеры» недополучат гораздо большие суммы, лишившись положенных им льгот. В их числе: взносы за капитальный ремонт многоквартирного дома, льготы по приобретению дорогостоящих медикаментов и т. д.

    В Москве эти люди также потеряют бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по уплате транспортного налога, взносы за земельный участок, компенсации за пользование стационарным телефоном, получение стоматологической помощи по социальной программе и многое другое. Все это в совокупности за дополнительные 5 и 8 лет трудовой жизни – еще сотни тысяч рублей.

    2 миллиона человек в среднем выходят на пенсию за год в России.

    Еще один аргумент правительства – нехватка денег на существующую пенсионную систему. Но и это не так! Приведу простой пример. По итогам первого полугодия профицит бюджета составил 877 миллиардов рублей – по сравнению с намеченным на год дефицитом Пенсионного фонда в 500-600 миллиардов.

    Неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета выросли за полугодие на 1,9 триллиона рублей и превысили 8 триллионов. Из этих остатков вполне можно покрывать дефицит Пенсионного фонда в течение 15 лет. А еще лучше – инвестировать их в высоколиквидные активы с доходностью 6-8 процентов, что на долгие годы обеспечило бы покрытие дефицита ПФР и способствовало развитию современной отечественной экономики.

    Москва же на средства своего профицитного бюджета вполне может сохранить для жителей нынешний возраст выхода на пенсию: для женщин 55 лет и 60 для мужчин. Пенсия москвича при этом не может быть меньше 60 процентов от средней заработной платы в нашем регионе. Для столицы такая пенсия составит не менее 25 тысяч рублей.

    Наталия Орлова, главный экономист Центра макроэкономического анализа Альфа-банка

    «Реформа — неизбежный процесс»

    Вскоре после своего переизбрания президент Владимир Путин объявил новый амбициозный план экономического и социального развития страны, на выполнение которого в ближайшие шесть лет необходимо около 8 триллионов рублей – примерно 1,3 триллиона в год. Это вынудило правительство выступить с целым рядом инициатив, включая и пенсионную реформу.

    Тем не менее, проведение этой реформы – неизбежный процесс, поскольку дефицит Пенсионного фонда России растет. Он увеличился с 1,1 процента ВВП в 2006-2009 годах до 2,0-3,5 процентов ВВП в 2010-2013 годах при значительном росте его расходов в этот период. Это представляет значительный риск для стабильности консолидированного бюджета страны.

    Кроме того, существуют и демографические вызовы – за последнее десятилетие доля населения старше 55 лет увеличилась с 22 до 29 процентов населения, а соотношение населения старше 65 лет к работающим достигло рекордных 27 процентов против 19 в среднем по миру. Сейчас количество пенсионеров по старости насчитывает 36 миллионов человек, или 25 процентов россиян, против 29 миллионов, или 20 процентов, в 2000 году.

    По сути, из‑за большого количества пенсионеров им сложно гарантировать высокий уровень жизни. Хотя годовые расходы Пенсионного фонда сейчас составляют примерно 8 процентов ВВП, что соответствует среднему мировому показателю, уровень пенсионных доходов к допенсионным, так называемый коэффициент замещения, по России составляет всего 34 процента против 54 в среднем по миру.

    Дальнейшее демографическое давление будет приводить к снижению безработицы, которая уже сейчас составляет всего 4,7 процента, и стимулировать рост зарплат, что при нынешнем положении вещей будет и дальше негативно влиять на соотношение пенсионных и допенсионных доходов.

    Уменьшение числа пенсионеров, в соответствии с пенсионной реформой, повлияет на уровень расходов Пенсионного фонда – они будут сокращаться примерно на 0,3 триллиона рублей каждые два года. К 2024 году годовая экономия пенсионных расходов составит примерно 0,8 триллиона рублей.

    Однако правительство должно предотвратить ухудшение коэффициента замещения, и поэтому потенциальная экономия на расходах Пенсионного фонда будет направлена на увеличение пенсионных выплат. Сегодня члены правительства говорят о том, что в результате реформы среднемесячная пенсия в 13 тысяч рублей будет повышаться на 8 процентов в год.

    Такой шаг должен позволить стабилизировать соотношение пенсионных и допенсионных доходов примерно на уровне 35 процентов. В свою очередь, это потребует трат примерно 0,7 триллиона рублей в год к 2024 году и заберет примерно 80 процентов потенциальной экономии Пенсионного фонда от реформы.

    А с кем из экспертов согласны вы, уважаемые читатели? 
    Свои мнения присылайте на почту газеты «Мой район» info@mr-msk.ru

    Поделиться