Первая биеннале современного искусства Кавказа “В поисках идентичности”

Первая биеннале современного искусства Кавказа “В поисках идентичности”, фото

Адиль Астемиров. TheDiaryofTransitions.1998

Первая биеннале современного искусства Кавказа “В поисках идентичности” пройдет с 25 октября по 31 октября в Центре дизайна ARTPLAY и задумана как альтернативная площадка для свободного высказывания художников, работающих в контексте дискурса национальной культуры своих народов. Выставка посвящена исследованию темы искусства Северного Кавказа, составлению картографии текущей ситуации. Главная цель – продемонстрировать истинную картину современного художественного процесса в регионе, его своеобразие.
В проекте примут участие более ста художников разных поколений и направлений, приверженцев традиций и радикалов, художников диаспоры и зарубежных участников. Будет представлено более 500 произведений. Биеннале, помимо представления многообразия художественных практик, задумана как пространство для сложных и бескомпромиссных дискуссий о перспективах развития современного искусства Северного Кавказа.
Биеннале будет сопровождать музыкальная экспериментальная программа, лекции, публичные обсуждения и мастер-классы на основе традиционных ремесел.
“Эта биеннале – лаборатория художественного экспериментирования, как дерзкий посыл в искусство будущего или как полная энтузиазма попытка сделать искусство отправным пунктом для интерпретации происходящих в мире и Кавказском регионе событий, трансформаций в обществе”, – отмечает один из экспертов проекта, искусствовед Виктория Хан-Магомедова.
Впрочем, речь не идет не только об этнической принадлежности авторов, географической привязке к территории Кавказа или тематике произведений. “Термином #кавказское я обозначила обширный диапазон художников,работающих с темой Кавказа по всему миру, – говорит куратор проекта Заира Астемирова. – Но, безусловно, акцент сделан на республиках Северного Кавказа в составе России, как зоне ответственности”.
Первая биеннале современного искусства Кавказа – абсолютно уникальный выставочный проект, который впервые в истории представит на одной площадке творчество более сотни художников из всех республик Северного Кавказа, стран Закавказья и из-за рубежа. Организаторы обещают представить максимально широкий срез, охватывающий разные поколения художников – от классиков до дебютных  проектов.
“Важно, что биеннале своим появлением впервые вводит термин “кавказское современное искусство” в международный культурный контекст, – отмечает Астемирова.  Термин, обозначающий пласт искусства, сохраняющий этно-культурное наследие региона, апеллируя фундаментальными идентификаторами кавказской культуры – язык, земля, историческая память, традиции и так далее, как уникального явления мирового значения и неотъемлемой части современного искусства России”.
Концепция
Василий Церетели, Исполнительный директор Московского музея современного искусства, эксперт проекта: “Искусство Кавказа при всей его разнородности и индивидуальности объединяет общее начало, насыщенная история, уникальные традиции. Все это – не может не повлиять на тот живописный язык, которым искусно владеют кавказские художники. Состав участников подтверждает тот факт, что кавказский регион богат на перспективных и талантливых художников. Я уверен, что Кавказская биеннале заинтересует и специалистов, и широкого зрителя, и будет способствовать созданию нового художественного сообщества и объединению культур, ведь искусство не имеет территориальных границ”.
Цель проекта  решение вполне конкретных и давно назревших проблем современного искусства на Кавказе. Все они, в той или иной степени, связаны с отсутствием грамотной стратегии формирования современной культуры региона на основе модернизации традиционного художественного наследия и активной интеграции в общероссийский контекст. Особую актуальность приобретает вопрос постоянной коммуникации республиканских творческих элит, живого общения и обмена опытом с целью объединения усилий в решении поставленных задач. “Однако, прежде чем начать выстраивать стратегические концептуальные постулаты, необходимо задать новую точку отсчета. Именно в этом, я, как куратор, увидела свою задачу, – говорит Астемирова.  Понять, что мы имеем здесь и сейчас”.
Виталий Пацюков, искусствовед, эксперт проекта: “Культура народов Кавказа живёт в уникальной неизбывности, постоянно окрашиваясь актуальными контекстами. Её образность открывает особую оптику, способную фиксировать самые разнообразные состояния нашей реальности и соединять их в магический кристалл универсального зрения. Синтетические формы культуры народов Кавказа не только возвращают нам память о детстве человечества, они обладают способностью гармонизировать неустойчивые равновесия нашей цивилизации, превращая свой опыт в подлинную историческую ценность. Этот опыт несёт в себе удивительный поэтически-эмоциональный смысл и глубокий философский инструментарий, открывающие порой незримые грани нашего мира, их проекции на наши чувства и общественные структуры. Искусство, рождённое этим опытом, обладает особой радикальностью, собирая в себе, аккумулируя древние формы художественного сознания и одновременно новейшие художественные стратегии. В последние десятилетия её представители не только появляются на самых престижных форумах современного искусства, таких как Венецианская биеннале, Стамбульская биеннале и Манифеста, но и получают на этих смотрах призы и дипломы лауреатов. Совершенно очевидно, что современная культура Кавказа должна обрести свой личный Форум, свой Центр осмысления актуальных художественных процессов, на арене которого она могла бы демонстрировать свой опыт и опыт других народов, осуществлять коммуникации с самыми различными художественными институциями и тем самым укреплять связи мировых сообществ и формы согласий между ними”.
О художниках
Впервые в контексте термина «северо-кавказский modern art» будут представлены всемирно известные авторы – Адиль Астемиров, Ирина Гусейнова, Андрей Колкутин, Руслан Цримов, Ярослав Бройтман, Тимур Сулейманов, в свое время объединённые творческими поисками в русле авангарда советской эпохи. Их творчество, по мнению экспертов, должно стать фундаментом для становления современного искусства в регионе.
В диалог с авангардным искусством вступает классическая живопись и графика в лучших традициях русской академической школы, представленная такими художниками, как Рустам Яхиханов, Вадим Каджаев, Марат Кесаев. Реалистическую линию продолжат графические работы художников махачкалинской школы графики, представленной такими художниками – Юсупа Ханмагомедова, Магомеда Даудова, Андрея Гончара и Этери Мусаевой.
Будут представлены работы знаменитых осетинских скульпторов – Лазаря Гадаева (посмертно) и Георгия Сабеева.
Свои работы представят ингуши Дауд и Тимур Ахриевы, ныне живущие в США, Испании,  братья Кахадо (кабардинцы из США, работают с символикой и даже используют землю, привезенную из Кабардино-Балкарии в своих работах), черкешенка Зайна Эль Саид из Иордании с уникальными коллажированными работами в формате видео-зарисовок и компьютерной графики, дагестанцы Акай Акаев из Чехии с инсталляцией, посвященной Карлову мосту, и Миро Каган, живущая во Франции с видео-арт проектом, Патимат Сархан из Египта и молодой автор Макка Сотавова, чьи фэшн-арт показы собирают стадионы в Бельгии.
Впервые будут представлены работы совсем молодых авторов – Айдемир Нехай презентует серию видео и фото-работ о жизни молодежи в Нальчике, Артур Мижев – серию каллиграфических работ, выполненных по мотивам карачаевских народных пословиц, Егор Овчинников – серию портретов, Динара Казакова – видео-инсталляцию, Дана Абитова – серию графических портретов.
Традиционные ремесла в современной интерпретации представят авторы из Кабардино-Балкарии Милана Халилова (работает с войлоком и видеоартом), Руслан Мазлоев (работает с арджэном), Милана Хацукова (керамика), которые в рамках программы биеннале проведут авторские мастер-классы. В формате современного концептуального ремесла работает и автор из Махачкалы Закарья Закарьяев, который впервые в Москве покажет проект «Антропология денег», работа над которым была начата в 2016 году. Автора, как и дагестанских ювелиров, живших сотни лет назад, привлекает лаконичная и идеальная форма монеты, градация размеров, выбитый текст.
Экспозицию дополнят фотографы кавказского происхождения, впервые в таком контексте предстанет творчество легендарного московского фотографа Льва Мелихова. На выставке будут представлены работы фотохудожников из Дагестана, ныне живущих в Израиле  Даниэля Гентелева и Рустама Байрамова. Проект #FollowMeTo, который был создан Мурадом и Натальей Османн, также впервые примет участие в художественной выставке.
Специально для биеннале осетинский художник Темболат Гугкаев создаст инсталляцию по мотивам мемориала, установленного в Турции и посвященного памяти жертв бесланской трагедии  рассказ о трёх днях, навсегда изменивших жизнь народа Осетии. Также на территории ARTPLAY появится граффити художника Руслана ØDÎNTRÏ Магомедова. Автор переосмысляет современное граффити, используя приемы традиционной каллиграфии, которую он изучал в родном селении в горах Дагестана.
Новой гранью исследования стало введение в общий контекст творчества художников из диаспор в разных уголках мира (США, Испания, Франция, Германия, Израиль, Чехия, Бельгия, Египет, Иордания), работающих в ином культурном контексте, но сохраняющих свою этно-национальную идентичность.
В экспозиции также представлены проекты: Фонда Горная Абхазия, Азербайджанской общины в Москве, частного собрания А.Н. Царукяна, галереи Эрзи и Art-Allon.

  • Выставка открыта ежедневно с 25 по 31 октября
  • Малый зал ARTPLAY (Нижняя Сыромятническая, 10, строение 7)
  • Время работы 11:00 — 20:00

Читайте также

Фильтр