С какими трудностями могут столкнуться первоклашки, их родители, а также учителя
После первого месяца обучения в школе начинают выявляться проблемы у некоторых первоклашек. Какие это трудности, как их увидеть и кто должен помочь, нам рассказали в Московском государственном психолого-педагогическом университете.
АДАПТАЦИЯ. «Первый класс – самый сложный период для всех участников образовательного процесса: детей, родителей и учителей, – рассказывает Маргарита Шишкова, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Московского государственного психолого-педагогического университета. – Ребенку сложнее всего, у него меняется жизнь. Раньше он ходил в садик, играл, спал, гулял. А в школе его ждет новый коллектив и правила, где нужно сидеть за партой и быть дисциплинированным. К ребенку предъявляют требования, касающиеся новых знаний, его спрашивают и оценивают».
Чтобы уменьшить нагрузку на детей, предусмотрен охранный режим. Например, в него входят удлиненные каникулы, 35‑минутные уроки вместо 45‑минутных, в расписании первоклассников их всего три. Также между уроками ребят выводят на прогулку и т. д. Однако не всем детям этого достаточно. По данным эксперта, примерно 15 процентов первоклашек имеют проблемы разного профиля: речевые нарушения, гиперактивность, заторможенность и т. д. И только внимание родителей и учителя поможет их устранить.
Совет родителям: Ребенку в первую очередь нужна помощь родителей и поддержка. Если у него что‑то не получается, подумайте, как ему помочь, а не отругать.
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Одна из самых распространенных проблем у первоклассников – это нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Дети с дислексией могут пропускать слоги, звуки во время чтения или добавлять ненужные, меняют буквы местами и т. д. Скорость чтения при этом низкая.
При дисграфии дети делают ошибки в написании слов в тех местах, где, казалось бы, сделать их невозможно. Путают похожие по начертанию буквы, не используют заглавные и т. д. Ребята с речевыми нарушениями быстро устают от уроков русского языка и чтения и не любят их. Вплоть до нелюбви к школе в целом.
Если родители знают о сложностях еще до поступления в первый класс, то должны предупредить учителей и логопеда, а также заниматься с ребенком дома. Суть уроков – тренировка речевого слуха, зрительного анализа и синтеза. Если речевое нарушение выявилось в процессе обучения, то дополнительные логопедические занятия дома и со специалистом исправляют ситуацию.
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ. Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности трудно усидеть на месте. Он может вскакивать посреди урока, выходить из класса, отвечать, не подняв руку. Такие дети отвлекают других учеников. У них также есть проблемы с концентрацией и сосредоточенностью.
Другая сторона медали ребенка с неврологическим статусом – заторможенность. Такой первоклассник рассеянный, задумчивый, часто отвлекается. Может долго делать задание, речь растянута паузами, отвечает не сразу.
Причем в плане успеваемости, отмечает эксперт, такие дети могут быть успешными. Но быстро устают от урока, например, ребенок с заторможенностью может лечь на парту и ничего не делать. У гиперактивного первоклассника, наоборот, реакция на усталость – возбуждение, смех, крик. Здесь родителям рекомендуется медикаментозное лечение ребенка. В школе учитель должен подбирать задания для ученика и чередовать труд и отдых.
ВОСПИТАНИЕ. Издержки воспитания, не связанные со здоровьем, могут выражаться по-разному. Например, ребенок обижает других детей, грубит учителю. Чаще всего такому поведению он учится дома. В этом случае нужен разговор с родителями, но это не всегда помогает. Должен подключиться школьный психолог. А задача учителя окружить такого ребенка вниманием, заботой, давать ему ответственные поручения. «С такими детьми можно и нужно работать, тем более пока они маленькие, – рекомендует Маргарита Шишкова. – В этом возрасте они как пластилин, отзывчивы на любые изменения».
НЕЗРЕЛЫЕ ДЕТИ. Есть часть детей, которые к моменту поступления в школу еще не созрели в эмоциональном и физическом плане. Они часто болеют, плохо справляются с учебной нагрузкой. Причины могут быть разные: от осложнений во время родов до педагогической запущенности. Но такие дети адаптируется к учебе, им нужно больше времени. Задача родителей и учителя поддерживать такого ребенка. Педагог, например, может оставить невыполненное на уроке задание на дом или давать специальное задание.
Знания ребенка к 1 классу
1 Первоклассник, поступающий в школу, может не уметь писать и читать. Это нормально. Если ребенок сам выражает желание научиться этому раньше школы – тогда начинайте процесс.
2 Ребенок должен уметь слышать и произносить различные звуки – например, изобразить, как идут часы или капает вода, понимать, что в слове «аист» первая буква «а» и т. д.
3 Различать разные фигуры, определять их сходства и различия.
4 Определять право, лево, верх, низ, большой, маленький, а также предлоги: на, под, около, рядом и т. д.
5 Должен запоминать разные зрительные образы и узнавать их.
6 Устная речь должна быть связной. Ребенок должен знать классификацию и обобщения предметов, например, мебель – это стул, стол, кровать, и объяснить назначение предмета. Должен уметь задавать вопросы.
7 Моторика: поймать мяч, попрыгать на разных ногах, наклониться вперед, вправо, влево и т. д.
8 У ребенка должна быть эмоциональная развитость: устойчивость внимания, умение работать самостоятельно, переключаемость с задания на задание, выполнять инструкцию взрослого и т. д.