По кому ударил кризис

В кризис меняются потребительские привычки. Например, вместо новых машин покупатели интересуются подержанными или предпочитают не пить в ресторанах вино. «Мой район» опросил представителей ведущих отраслей и экспертов, как сейчас себя чувствуют различные сферы бизнеса.
 
МАШИНЫ. В прошлом году рынок автомобилей в России сократился: продажи новых машин уменьшились почти на 35 процентов, а подержанных — на 19 процентов. При этом относительно 2014 года спрос на вторичный рынок машин увеличился. Если в 2014 году подержанных машин продавалось в 2,6 раза больше, чем новых, то в прошлом — в 3,8 раза больше.
 
Теперь люди с доходами, считавшимися еще недавно средними, отказываются от покупки нового авто. Они предпочитают пользоваться старой машиной или ищут ей замену среди подержанных.
 
Свой вклад в развитие вторичного рынка автомобилей вносят граждане ближнего зарубежья, чья национальная валюта подешевела меньше, чем рубль. Им стало выгодно покупать б / у машины в России.
 
Видя такую тенденцию, крупнейшие дилерские холдинги наращивают в продажах долю подержанных легковушек. Самой продаваемой маркой остается Lada и Ford Focus.
 
ТУРИЗМ. Рост курса валют, сокращение чартерных программ и закрытие Египта и Турции для российских турфирм повлияли на то, что выездной поток россиян снизился в 2015 году примерно на 30 процентов.
 
Турфирмы теряли клиентов. И как следствие — количество туристических агентств сократилось на рынке (в зависимости от региона) от 10 до 50 процентов. Особенно это падение касается регионов.
 
Оставшиеся турагентства предлагают клиентам теперь больше туров по России. Спросом пользуются Сочи, Симферополь, Калининград, Москва и Санкт-Петербург. Именно в эти города на майские праздники собирается большая часть жителей России. Но многие туристы предпочитают путешествовать самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм.
 
РЕСТОРАНЫ. Количество ресторанов в Москве практически не изменилось. Но те из них, которые были в центре Москвы и ориентировались на представителей «среднего класса», закрываются. Об этом свидетельствуют пустующие помещения коммерческой недвижимости.
 
Эксперты считают, что в 2016 году закроются 10 процентов ресторанов, кафе и баров среднего сегмента. Заведения питания низкого ценового сегмента могут потерять в марже, но, скорее всего, выиграют за счет роста трафика.
 
Рестораны вынуждены из‑за санкций на европейские продукты убирать из меню те блюда, в которых они были основными ингредиентами, или повышать стоимость этих блюд. Из-за роста цен на алкоголь посетители ресторанов стали меньше употреблять вина, заменяя его коктейлями с водкой или водкой в чистом виде.
 
НЕДВИЖИМОСТЬ. На рынке жилой недвижимости происходит падение рублевых цен. И негативная тенденция, скорее всего, сохранится до 2017‑2018 годов.
 
В нынешнем и прошлом году снижение спроса обусловлено падением доходов населения и дорогой ипотекой. А в 2017 и 2018 годах к этим факторам добавится демографическая проблема: численность трудоспособного населения России сократится на 3,4  процента через два года. Вряд ли это будет способствовать высокому спросу.
 
Хотя жилая недвижимость в Москве будет дорожать. В столице фактически запрещено возводить новые дома, из‑за чего имеющееся жилье будет расти в цене.
 
На рынке аренды жилой недвижимости тоже наблюдается падение цен от 10 до 30  процентов. Из Москвы уехали иностранцы, которые получали зарплату в рублях. Из-за роста курса валют им стало невыгодно работать в России.
 
Правда, их съемные квартиры постепенно занимают россияне, приезжающие в Москву из регионов в поисках работы. Скорее всего, в ближайшем будущем арендная плата останется на преж­нем уровне.
 
Источники  Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «Финам»; портал о туризме Rata-news; Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России; Алексей Петропольский, владелец агентства недвижимости «Агентство.net»; Алексей Калачев, эксперт-аналитик группы компаний «Финам».

Читайте также

Фильтр