Почему ребенок так плохо читает?

Почему ребенок так плохо читает?, фото

PressFoto_2970670-XXLarge

PressFoto

Часто ошибки при чтении списывают на невнимательность и лень, но у этого явления более серьезные причины
Что делать, если чтение не приносит ребенку радости: он постоянно отвлекается, «проглатывает» части слов, путает слоги. А потом не может последовательно рассказать, о чем читал. Да и саму книгу ребенок берет в руки после бесконечных уговоров «почитать страничку».
Прежде чем упрекать такого ребенка в лени, его надо показать нейропсихологу и логопеду. С большой долей вероятности у такого «нехочухи» довольно серьезная проблема — дислексия. Это лечится. Но важно не упустить время.
Как ведут себя дети с дислексией? «У таких детей отмечается низкий уровень развития внимания, памяти, специфические особенности мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением, — рассказывает логопед Дарья Мартьянова. — Они быстро утомляются, отвлекаются, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Иногда нарушается зрительно-моторная координация и оптико-пространственная ориентировка. Все это влияет на освоение чтения. В школе дети с нарушениями речи попадают в потенциальную группу риска, которой сложно полноценно овладеть чтением».
Ошибки при обучении чтению допускают все дети. Это нормально. Но у ребенка без дислексии эти ошибки носят случайный характер и чаще всего связаны с ударением — дошкольнику или младшекласснику сложно поставить верное ударение в незнакомом или длинном слове.
Ошибки у ребенка с дислексией принципиально другие. Во-первых, они одинаковые и часто повторяются. Даже если взрослый многократно произнесет правильный вариант.
«Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные», — отмечает нейропсихолог Ольга Романова.
«Дети с такой речевой патологией при обучении чтению не могут понять суть фонематических процессов, при чтении у них возникают множественные нарушения в звукопроизношении. У них бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельных высказываний, — отмечает логопед Дарья Мартьянова. — Дети с трудом учатся звуковому анализу и синтезу слов из слогов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесении их со звуком речи».
Дети с дислексией долго не могут понять сам механизм слияния гласных и согласных звуков в слоги.
«Такие дети читают очень медленно, допускают большое количество ошибок, плохо понимают и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного», — отмечает Дарья Мартьянова.
Задержка умственного развития? Многие родители, не имеющие медицинского образования, начинают вчитываться в описание дислексии на медицинских сайтах и впадают в панику. Большинству кажется, что такой диагноз говорит о проблемах с развитием. Но это не так
«Дислексия не относится к нарушениям, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения — все эти причины вызывают совсем другие заболевания, — успокаивает нейропсихолог Ольга Романова. — В основе дислексии лежат нейробиологические причины: у ребенка определенные зоны мозга функционально менее активны, чем это положено по норме. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе».
«Растормошить» эти зоны мозга можно — при помощи пальчиковой гимнастики, особенных прописей, упражнений. Сейчас даже появилось особенное направление — нейройога, ее упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия.
Это лечится! Дислексия лечится, и таблетки для этого не нужны! Правда, некоторым детям на определенном этапе требуется индивидуальное обучение. Это поможет пробудить у ребенка жажду к познавательной деятельности.
«Дислексия корректируется комплексно, включая немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, — отмечает детский нейропсихолг Ольга Романова. — Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса, а также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного»

Причины дислексии

  • недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный);
  • патологии беременности, травма плода, асфиксия, менингоэнцефалит;
  • тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.

При грамотной диагностике дислексию выявляют у 5‑10 процентов младшеклассников. Оптимальное время для ее коррекции — начальные классы.
Источники: Дарья Марть­янова, логопед; Ольга Романова, психолог, нейропсихолог, член Ассоциации Нейропсихологов и Психотерапевтов.
Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Как приучить ребенка читать». Мы расскажем о том, что чтение книг может быть более занимательным, чем увлечение гаджетами. Познакомим с новыми интересными писателями, вспомним незаслуженно забытых классиков. Расскажем о самых интересных книжных новинках. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать о своем опыте, как вы приучали детей к чтению, присылайте свои идеи по адресу: amayantseva@mr-msk.ru.

Читайте также

Фильтр