Почему сохнет лес

Строительство первого участка трассы Москва — Санкт-Петербург, который открылся в декабре прошлого года, привело к более быстрому усыханию Химкинского леса и лесов в Солнечногорском районе Подмосковья, считает Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы Гринпис России. Этот процесс (усыхание) происходил бы естественным образом, но не так быстро, как с появлением трассы. Если учесть допущенные ошибки, то можно минимизировать ущерб при прокладке остальных ее участков и новых дорог.
 
МНОГО ВЫРУБИЛИ. Для прокладки первого участка платной дороги пришлось вырубить, по информации Гринпис России, деревья на площади 305 гектаров. Любая рубка приводит к изменению многих параметров самого лесного участка, говорит Александр Либерман, начальник отдела лесопатологических исследований государственного предприятия «Мособллес». Резко изменяется световой и гидрологический режим. В новых условиях деревья теневыносливых пород начинают сохнуть. В частности это касается ели.
 
«По стенке леса, которая со строительством трассы становится очень освещенной, отдельные ели, особенно молодняк, могут погибнуть», — объясняет Либерман.
 
СТРОИТЕЛЬСТВО. Еще одна причина ускоренного высыхания — не вывозили срубленные деревья, говорит Алексей Ярошенко. Солнечногорская часть просеки для будущей трассы вырубалась в 2011 году. Практически вся вырубленная древесина была уложена штабелями вблизи леса и пролежала там около года, до весны 2012 года.
 
Если б она лежала только зимой, то ничего страшного не произошло бы. Но летом срубленные деревья стали кормовой базой для короеда-типографа, который еще раньше поразил леса Подмосковья. Вредители размножились и принялись уничтожать расположенные поблизости деревья. Из-за этого ельники, примыкающие к трассе, в последующие два года усохли.
 
ДРУГИЕ ФАКТОРЫ. Нельзя сказать, что «если бы трассу не строили, лес бы стоял», отмечает Александр Либерман из государственного предприятия «Мособллес».
 
Кроме того, что хвойные деревья в Средней полосе сами по себе старые, на них воздействовали летние засухи в 2010‑2012 годах, много деревьев повалилось во время сильных ветров в 2009‑2011 годах, также начал массово размножаться жук-короед в Подмосковье.
 
Но строительство трассы, считает Алексей Ярошенко, спровоцировало гораздо более масштабную гибель леса, чем она могла бы быть в отсутствиt дороги. Природные процессы без вмешательства человека протекали бы медленнее.
 
Трассу Москва — Санкт-Петербург продолжают строить. Новые трассы будут появляться в активно развивающемся Подмосковье. Чтобы минимизировать ущерб от их прокладки, считает Алексей Ярошенко, надо требовать от строителей соблюдения санитарных правил в лесах. Например, не хранить древесину в местах рубки более 30 дней весной и летом, не загрязнять леса промышленными и бытовыми отходами. И, если возможно, прокладывать дорогу не через лес.

Читайте также

Фильтр