Почему старшеклассник из Отрадного пошел на убийство

Все эти ребята могут убить учителя или взять в заложники одноклассников, считает Дмитрий Басов, психолог-психотерапевт.
 
При этом сейчас детей с подобной предрасположенностью становится все больше. Как правило, это замкнутые, необщительные дети, которые копят в себе агрессию. Это может закончиться трагедией. Предотвращать такой эмоциональный взрыв должны школьные психологи и родители. По мнению экспертов, именно недосмотр психологов привел к тому, что Сергей Гордеев пришел в школу с карабином.
 
Почему старшеклассник из Отрадного пошел на убийство  фотоПРИЧИНА. 3 февраля Сергей Гордеев, ученик 10 «А», появился в своей школе 263 в Отрадном к третьему уроку. С собой у него была гладкоствольная винтовка, охотничий карабин и около сотни патронов. Оружие принадлежало отцу Сергея. Школьник угрозами прогнал охранника от входной двери (тот успел вызвать полицию) и направился в класс биологии, где вел урок Андрей Кирилов. Подросток выстрелил учителю в живот, а потом сделал еще один выстрел в голову.
 
Через несколько минут на место прибыли полицейские. Один из них заглянул в класс. Гордеев выстрелил в него. Прапорщик Сергей Бушуев погиб на месте. Потом ранил еще одного полицейского. Чуть погодя отец Гордеева вошел в школу в бронежилете и уговорил сына сдаться. Ни один ученик в итоге не пострадал.
 
Одноклассники Гордеева сообщили «Моему району», что учитель не хотел ставить потенциальному медалисту «отлично» по географии. По их версии, ученик решил убить учителя, чтобы отомстить. Сергей — круглый отличник, он претендовал на золотую медаль, а в прошлом году стал призером олимпиады «20 лет правового государст­ва в России».
 
Психологи, тем не менее, уверены, что причиной стрельбы в школе стал не учебный конфликт, а глубинные нарушения психики ребенка, которые были спровоцированы еще в раннем детстве Сергея, а также халатность школьных психологов, завучей и классного руководителя. Плохая оценка в этой ситуации могла быть импульсом, активировавшим эту бомбу замедленного действия, считает Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях.
 
Почему старшеклассник из Отрадного пошел на убийство  фотоПСИХОТИП. Можно найти некоторое сходство в характерах Сергея Гордеева и Дмитрия Виноградова, юриста, расстрелявшего в 2012 году шестерых своих коллег. Оба, несмотря на почти 15‑летнюю разницу в возрасте, были тихими и необщительными людьми. Их знакомые не могут вспомнить у них какой‑либо яркой черты или увлечения, называют их неконфликтными и спокойными. В обоих случаях убийст­во было шоком для всех, кто знал стрелка.
 
В психологии есть специальный термин для описания действий именно таких людей, как Гордеев и Вино­градов, — «случай Вагнера». Зафиксирован он был впервые около 200 лет назад. Имеется в виду история одного немецкого крестьянина Вагнера, над которым долгое время потешались односельчане. Тот в течение нескольких лет терпеливо и безответно сносил шутки и розыгрыши соседей, пока в один прекрасный день не взял ружье и не перестрелял половину деревни.
 
«Вагнером» может стать не каждый: для этого нужно, чтобы человек определенного психического типа (замкнутый, нелюдимый, неспособный выплескивать агрессию в драках, играх и пр.) попал в ситуацию, когда раздражение и обида будут накапливаться. Если не дать человеку передышку от нападок или напряжения, агрессия рано или позд­но выплеснется в виде беспричинного насилия или самоубийства — оба, и Гордеев и Виноградов, говорили на допросах о том, что были готовы умереть.
 
 

«Это [причина стрельбы Гордеева] было не влияние Интернета или видеоигр, как говорят», — утверждает психиатр Михаил Виноградов. Дело было именно в затаенной агрессии, раздражении на окружающих людей и обстановку. Если бы это напряжение было снято вовремя, трагедии бы не произошло, уверен Виноградов. А время сделать это у психологов и учителей было: агрессия в «случае Вагнера» копится от полугода до нескольких лет, пока не прорвется в виде кровавой реакции.
 
ПРОФИЛАКТИКА. Количество людей, подобных Гордееву, составляет примерно 10‑12 процентов от всего общества, утверждают социальные психологи. Если сейчас таких людей стало чуть больше, это не значит, что вскоре в каждой школе начнется стрельба. Однако и меньше чем 20‑30 человек на 500 учеников одной школы их не станет.
 
В школе есть штатная должность психолога, который, среди прочих своих обязанностей, должен пристально наблюдать за тихими и социопатичными людьми. Ежегодное тестирование может показать, нужна ли человеку особая терапия или дополнительное внимание со стороны родственников, говорит Владимир Козлов, социальный психолог.
 
К сожалению, в московских школах функции психолога часто выполняют другие преподаватели, прошедшие девятимесячный курс переподготовки. Таким специалистам сложнее выяснить, есть ли проблемы у ученика, однако даже такие психологи смогут выявить потенциального «Вагнера», если проводить ежегодное тестирование по готовым методикам. 

Читайте также

Фильтр