Под гипнозом

«Я не знаю, где был мой разум в этот момент», — говорит 24‑летняя москвичка Лилия Шувалова, которой навязали кредит на 70 тысяч рублей на покупку косметики.
 
Шувалова — одна из многих женщин, которые сходили на процедуры демонст­рации и тестирования косметики Deaura. Такие же истории рассказывают о компании DeSheli. Во время процедур посетительницам говорят, что их кожа или волосы в плохом состоянии, и всячески рекламируют достоинства продукции. В итоге женщины подписывают документы о покупке косметики в кредит на суммы от 60 тысяч рублей.
 
СХЕМА. Шувалову пригласили на процедуру, позвонив ей по телефону (как правило, номера заставляют давать предыдущих посетительниц или их добывают из клиентских баз данных других магазинов). Попросили взять с собой паспорт, так как в здании якобы пропускной режим (на самом деле его не было). В офисе компании девушке провели компьютерную диагностику кожи головы и сказали, что у нее началось облысение.
 
Потом девушку повели на процедуры (мыли голову шампунем). При этом все время рассказывали о чудодейственных свойст­вах косметики и поили чаем. По завершении процедуры сотрудники компании начали уговаривать Шувалову подписать договор о годовом обслуживании в их косметологической клинике. Ей сказали, что нужно будет платить только 2000 рублей в месяц. Лилия ответила, что у нее нет такой суммы. Но ей ответили, что возможность есть у всех, и принесли какие‑то бумаги. Девушка их подписала. По ее словам, она была в состоянии «эйфорического счастья». Также девушке вручили набор косметики, объяснив, что это средства «для домашнего ухода». Шувалова не поняла, что покупает косметику, она считала, что покупает абонемент в клинику за 24 тысячи рублей в год.
 
При составлении кредитного договора у девушки не спросили ни о ее доходах, ни о месте работы, ни о наличии других кредитов. Сотрудница компании написала от себя, что зар­плата Шуваловой составляет 100 тысяч рублей.
 
Вернувшись домой и внимательно перечитав документы, девушка поняла, что подписала договор о покупке косметики для лица и волос на 116 тысяч рублей (вместе с процентами). Через день она вернулась в Deaura, расторг­ла договор и вернула товар. Но сотрудники уговорили ее на новую покупку. Девушка опять оформила кредит — на 70 тысяч рублей. Через какое‑то время она снова попыталась вернуть продукцию, но ей отказали.
 
ВОЗДЕЙСТВИЕ. В том, как воздействуют на людей в таких компаниях, можно увидеть методы гипноза, рассказала «Моему району» Оксана Хохлова, психолог и гипнолог Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях.
 
Во время сеансов звучит определенная расслабляющая музыка, которая может ввести в транс. Гипнотически действует сама процедура — прикосновения к лицу, голове, телу. Сотрудники центра повторяют в определенной последовательности нужные слова. Все это доводит человека до такого состояния, что он соглашается что‑то подписать, объясняет Хохлова. А постоянные упоминания о том, что у женщины неудовлетворительное состояние кожи, волос, — это стандартный прием психологического давления.
 
В последнее время появились истории о том, что женщины соглашались на оформление договора после того, как выпили чай или кофе, предложенный сотрудниками. Лилия Шувалова рассказала, что некоторое время после процедуры чувствовала себя очень счастливой. Не исключено, что в напитки добавляли какие‑то вещества, способствующие введению клиенток в транс, считает Хохлова.
 
ВОЗВРАТ. Москвичке Виктории (фамилию просила не разглашать) удалось вернуть косметику Deaura и аннулировать 85-тысячный кредит, который она оформила на покупку.
 
Она сделала это через три дня после посещения процедуры. Купленной косметикой Виктория не пользовалась и написала заявление в полицию о навязывании кредита. Об этом она сообщила сотрудникам Deaura. 
 
Все же за пользование кредитом она заплатила 1200 рублей, но эта сумма несопоставима с возможной потерей 85 тысяч. 
 
На самом деле кредитный договор в таких случаях расторгнуть не так просто, говорит Елена Сударикова, руководитель сектора кредитных продуктов портала Банки.ру. Все дело в том, что косметика возврату не подлежит. Как только человек ставит свою подпись под договором, он соглашается со всеми его условиями. Поэтому все зависит от того, примет ли компания товар обратно.
 
Это возможно, если косметику возвращают в короткий срок и неиспользованную. Также во многих случаях клиенткам удавалось сделать это, если они приносили справки о том, что продукция вызвала у них аллергию, или сообщали, что обратились в полицию, говорит Сударикова.
 

Как найти товарищей по несчастью

Люди, взявшие кредиты на косметику DeSheli и Deaura, объединяются в сообщества ВКонтакте: vk.com/club70114878 и vk.com/stena_placha_desheli Там можно найти истории тех, кому удалось вернуть продукцию и расторгнуть кредитный договор.
 

Что еще навязывают с помощью психологических уловок

  • Машины (подержанные авто по сильно завышеным ценам)
  • Бытовую технику (как правило, дорогие пылесосы)
  • БАД (целевая аудитория продавцов БАД — пенсионеры)
  • Фильтры для воды (также предлагают пенсионерам)

Читайте также

Фильтр