Подземка на пределе

Москвичка Анна Шаталова предпочитает лишний раз не соваться в метро. Потому что боится.

«Вы, например, трещины на потолке столичных станций видели? — спрашивает Шаталова. — А на внезапно останавливающемся эскалаторе вздрагивали? А в толпу на переходе на кольце попадали? Или с неадекватными ментами сталкивались?»

Ежедневно в метро спускаются порядка 8-9 миллионов пассажиров, а комфортно перевезти метрополитен может только 6-7 миллионов, говорит Евгения Морозова из пресс-службы подземки. При этом постоянно увеличивается потребность в новых подземных километрах. «Сейчас, по расчетам НИИ Генплана Москвы, столичному метрополитену не хватает порядка ста километров», — говорит Мария Проценко, пресс-секретарь департамента транспорта и связи столицы.

Пробки в метро Из-за нехватки станций возрастает плотность пассажиропотока. Сейчас одна из самых загруженных станций — «Арбатская». Один из ее выходов закрыт на реконструкцию.

На «Арбатской» почти на полстанции выстроилась огромная, плотная очередь. Пассажиры пытаются добраться до эскалатора, чтобы перейти на «Александровский сад» и «Библиотеку имени Ленина». Сама очередь почти не двигается, а лишь пошатывается, шаркая обувью.

«Я здесь однажды минут двадцать простояла, пока добралась до эскалатора,» — говорит Наталья Медведева, жительница Тропарево-Никулино.


«Метро ветшает быстрее, чем идет его модернизация. Надо менять подвижной состав, надо менять эскалаторы. Но темпы ремонта и развития не успевают за естественными темпами старения»,

Михаил Москвин-Тарханов

«У меня вообще такое ощущение, что мы находимся в районе трех вокзалов, так народу много», — говорит Ирина Кулагина, дежурная у эскалатора. Ирина отработала в подземке свыше 30 лет. «Когда я сюда пришла в 1976 году, станция просматривалась насквозь, от одного эскалатора до другого», — говорит она.

Страхи «Я, можно сказать, машину купил только потому, что в метро ездить не могу, меня просто раздражает огромное количество народа. В вагоне едешь, как селедка в бочке. Жарко, душно, тесно. Короче, не нравится мне метро. Я лучше в пробке в своей машине постою», — говорит Владимир Истомин из Солнцево.

«Сейчас, когда пассажиропоток возрос, люди испытывают состояние близкое к паническому, и это паническое состояние передается от одного к другому. Это закон толпы», — считает психолог Михаил Виноградов.

Когда народа мало, человек чувствует относительную свободу, а когда вокруг много людей, у него появляется страх толпы. «Он боится быть раздавленным, затоптанным, ему некуда бежать; если ему станет плохо и он упадет, люди пойдут по нему — вот такого рода страхи преследуют людей в подземке», — говорит Виноградов.

Для улучшения атмосферы в метро Виноградов предлагает проигрывать спокойную музыку в переходах, добавить ярких красок в оформление.

Деньги На самых напряженных линиях: Таганско-Краснопресненской, Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой — в часы-пик интервал движения поездов — 90 секунд, меньше просто нельзя, говорит Евгения Морозова. И в поездах на этих линиях уже максимально возможное количество вагонов — по восемь.

На Таганско-Краснопресненской линии в некоторых вагонах убрали боковые сидения. Но, по словам Морозовой, радикально улучшить ситуацию такими методами не получится.

Разгрузить центральные станции могло бы строительство второго кольца метро. «Сейчас уже согласуются все необходимые документы по строительству, — говорит Евгения Морозова. — Кольцо должно пройти на расстоянии двух-трех перегонов от Садового кольца».

«Нам не хватает федеральных денег. Половину денег на развитие метро должна давать Федерация. А она не дает», — говорит Михаил Москвин-Тарханов, председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству.

Депутат говорит, что можно бы увеличить стоимость проезда в два-три раза. Тогда метро могло бы выйти на самоокупаемость. «Но мы пойти на такое не можем», — говорит он.

Москвин-Тарханов считает, что «метро не отвечает потребностям развития города». «Метро деградирует, — говорит депутат. — Оно ветшает быстрее, чем идет его модернизация. Надо менять подвижной состав, надо менять эскалаторы. Но темпы ремонта и развития не успевают за естественными темпами старения».

Московское метро и подземки мира
  Пассажиропоток (млн. человек в год) Протяженность (км) Количество станций/Количество линий Население (млн. человек)*
Москва 2603 280 172/12 10,4
Лондон 976 408 275/12 14
Париж 1365 215 380/14 11,5
Нью-Йорк 1500 393 468/26 18,7
Токио 2800 286 224/13 35

Планы по строительству метро:

2007 г. Люблинско-Дмитровская линия: станции «Сретенский Бульвар» и «Трубная». Арбатско-Покровская линия: станции «Кунцевская-2» и «Строгино»

2008 г. Арбатско-Покровская линия: станция «Славянский бульвар». Замоскворецкая линия: станция «Технопарк» (на перегоне «Автозаводская» — «Коломенская»)

2009 г. Люблинско-Дмитровская линия: станции «Достоевская» и «Марьина роща»

2009-2010 гг. Арбатско-Покровская линия: станции «Мякининская» и «Волоколамская»

2010 г. Соединят Бутовскую и Калужско-Рижскую линии. На Люблинско-Дмитровской линии построят станции «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово»

На замоскворецкой — станцию «Братеево». На «Бауманской» и «Арбатской» построят вторые выходы.

2011 г. Арбатско-Покровская линия: станции «Митино». На «Парке Победы» построят второй выход. Калининская линия: станция «Новокосино»

2012 г. Таганско-Краснопресненская линия: станция «Жулебино»

2013 г. Люблинско-Дмитровская линия: станции «Шереметьевская», «Бутырский хутор», «Петровско-Разумовская-2», «Лихоборы». Планируется легкое метро в Солнцево.

2014 г. «Комсомольская»-Кольцевая: построят второй выход

 

Читайте также

Фильтр