Полагается 600 евро за задержку рейса

    Фото: Артем Коротаев/ТАСС

    На какую компенсацию и за что может рассчитывать пассажир самолета

    Оформление страхового полиса и получение страховых выплат не снимает с пассажира права потом еще требовать компенсацию и с авиакомпании.

    Декабрь-ноябрь были рекордными по задержкам и отменам рейсов. В первую очередь этим грешил «Аэрофлот» В дни особенно сильных снегопадов, 7‑9 декабря, компания отменила 138 рейсов. А за первые десять дней декабря было отменено более 260 рейсов этого перевозчика. Накануне праздников пассажиры волнуются: не испортят ли авиакомпании им каникулы. Роман Гильманов, владелец юридической компании Сompensair, рассказывает о правах пассажиров, чьи рейсы не вылетели вовремя.

    Ситуация № 1. непродолжительные, но выматывающие задержки без объяснения причин — в накопителе, перед стойкой на посадку, в самолете.

    Именно на это чаще всего жалуются. Без объяснения причин пассажиров заставляют по 20‑30 минут ждать на всем пути к трапу.

    «Авиакомпании это делают не из желания обмануть, а потому что сами, с большой долей вероятности, не имеют точной информации», — поясняет Гильманов.
    Пилот и автор курса «Летаем без страха» Алексей Герваш поясняет, что у таких задержек часто технические причины. Ждут свое «окно» для вылета или когда технические службы расчистят занесенную снегом полосу, самолет уходит на повторную обработку антиоблединительной жидкостью.

    «Если изнуряют ожиданием на взлетно-посадочной полосе, то в этот момент ничего сделать нельзя, — предупреждает Гильманов. — Проявите терпение, а уже после инцидента требуйте компенсацию».

    Ситуация № 2. Задержка в аэропорту. Здесь стандарт компенсации у всех одинаков.

    А) Спустя 2 часа задержки пассажир имеет право на:
    прохладительные напитки и холодные закуски / снеки;
    2 телефонных звонка или возможность отправить E-mail­/факс;
    предоставление комнаты матери и ребенка (если ребенку не более 7 лет);
    Б) Спустя 4 часа задержки имеете право на:
    горячее питание (далее каждые 6 часов);
    В) Если рейс задерживают на 8 и более часов днем (либо 6 часов ночью), то пассажир вправе требовать:
    размещение в гостинице на время задержки;
    трансфер до гостиницы и обратно в аэропорт.

    Ситуация № 3. Рейс отменили. Право на компенсацию появляется, если рейс отменен менее чем за 14 дней до вылета и компания не предложила билет на другой рейс по этому же маршруту.

    Если рейс отменен в день полета и пассажир узнал об этом в аэропорту, то компания обязана обеспечить:

    • альтернативный транспорт в конечную точку назначения;
      перебронирование на более позднюю удобную дату (при этом обязанность
    • авиакомпании предоставлять гостиницу прекращается);
      возмещение стоимости билета в течение 7 дней, а также возвращение в исходную точку маршрута, если дальнейшее продолжение путешествия не имеет смысла (распространяется также на задержки длительностью более 5 часов).

    На какую дополнительную компенсацию можно рассчитывать при отмене рейса.

    Размер компенсации по Регламенту ЕС № 261 / 2004 составляет от 125 до 600 евро, рассчитывается по спецкалькулятору. Размер компенсации складывается из разных факторов: от дальности полета и причины отмены рейса до продолжительности задержки. Ввязываться в тяжбу есть смысл, если проблемы возникли с рейсом европейского направления — когда перелет осуществляется европейской компанией или российский перевозчик летит из стран ЕС.

    Если перелет внутри России или проблемы возникли в России с российской компанией, отправляющей рейс за пределы РФ, то размер компенсации будет мизерным. Условия выглядят довольно запутанно, но дело в том, что воздушные перевозки внутри России и над небом Европы регулируются разными нормативами. И ответственность перевозчика зависит не только от принадлежности компании, но и географии полета. Например, одна и та же российская компания за задержку или отмену рейсов «Москва–Париж» и «Париж–Москва» будет отвечать по разным законам.

    Ответственность авиа­компаний. Наступает через 3 часа задержки прибытия в конечный пункт независимо от того, опоздал куда‑либо пассажир или нет. Если задержали на три часа, но в полете самолет нагнал 20‑40 минут, то право на компенсацию теряется.

    Как получить положенное. «Если нет возможности получить положенное по закону питание, размещение в гостинице напрямую от сотрудников, то можно приобрести все это за свой счет и, сохранив чеки, после потребовать у авиакомпании возмещения, — рассказывает эксперт. — Разумеется, необходимо быть адекватным при выборе номера в гостинице и питания, так как никто не компенсирует ужин со стейком и размещение в президентском люксе. Кстати, при длительной задержке авиакомпании имеют право выводить своих пассажиров из «чистой зоны» для размещения в отеле.

    Поделиться