Пора переводить ребенка на летний режим

    PressFoto

    Советы экспертов, как организовать детские каникулы — с пользой для здоровья и без ущерба для знаний

    К каникулам у родителей двойственное отношение. Многие считают, что их для того и придумали, чтобы отдыхать, и дают ребенку полную свободу. Другие уверены, что это прекрасное время для того, чтобы подтянуть знания. В помощь этим родителям открывают массу «научных лагерей». Плюс, традиционно, список книг, который можно осилить как раз месяца за два-три. Как соблюсти баланс? Спрашиваем экспертов.

    Их боятся перфекционисты

    «В моей практике были ребята, которые не очень‑то и хотели наступления каникул, — рассказывает педагог начальных классов, преподаватель семейной школы «Макарун» Анна Морозова. — Для них привычнее была жизнь по режиму с определенного рода занятостью. Опять же друзья, общение, понятные цели».

    Но чем занять эти предстоящие 92 дня? Безусловно, в первую очередь — отоспаться. И детям, и, если позволяет рабочий график, родителям. Правда, на это хватит и недели-другой. А дальше?

    До 50 книг насчитывают списки литературы, которые задают ребенку на лето.

    «Окончание учебного процесса совершенно не означает переход к безделью, — отмечает педагог. — Самый лучший отдых — это смена деятельности! Займитесь с ребенком совмест­ным планированием. Поход в парк аттракционов, цирк, дельфинарий, зоопарк… Не забывайте и про летние активности — поездки к озеру с палатками, на рыбалку, поход на футбольный матч, по историческим местам. Но при выборе отдыха обязательно советуйтесь с ребенком, учитывая его интересы, особенности темперамента и характера».

    Подзаряжаем батарейки

    «Лето — прекрасное время, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год», — убеждена Анна Морозова.

    «К ребенку сложно применить термин «эмоциональное выгорание», но он тоже устает от рутины, у него притупляется азарт, жажда открытий и стремление к познанию. Это касается даже детсадовцев, поэтому, если есть возможность, длинные каникулы должны быть и у малышей», — отмечает психолог Александр Покрышкин.

    Многие родители волнуются, что за время длинных летних каникул, особенно если они прошли на даче или в деревне, дети могут «одичать и все забыть».

    Наши эксперты рекомендуют пополнить домашнюю игротеку несколькими новыми играми и при этом не забрасывать старые: вместе играть в занимательные математические игры, в шахматы, разгадывать в дороге ребусы и судоку. И желательно почаще «забывать» дома, если отправляетесь в дорогу, зарядку к мобильному или планшету.

    Надо ли «нагонять программу»?

    Чего не стоит летом делать категорически — это «учиться про запас» и пытаться заглянуть в учебники на следующий год, чтобы «в школе легче давалась программа». Да, есть и такая группа родителей. И она довольно многочисленная.

    «Не пытайтесь за лето сделать из чада вундеркинда или того хуже, пройти программу следующего учебного года, — предупреждает Анна Морозова. — Пусть ребенок больше времени проводит на открытом воздухе в подвижных играх, которые развивают координацию, скорость реакций, учат формировать стратегию поведения».

    Другое дело, если ребенок, например, болел и сильно отстал по программе. У него есть явные пробелы. В первую очередь надо найти и устранить причину этих пробелов — съездить в санаторий, провести серию сеансов закаливания. А потом догонять программу, возможно, при помощи репетитора.

    Наши эксперты не против такого формата занятий, но лучше их провести во второй половине лета, после того, как у ребенка было время на перезагрузку.

    «Родители понимают, что у ребенка не хватило времени и сил на усвоение учебной программы. А в течение учебного года возможностей взять репетитора не было, — признает педагог. — Например, по причине загруженности ребенка по школьным предметам и дополнительным кружкам, нехватки времени у родителей для решения организационных моментов. Поэтому приходится наверс­тывать учебный материал в более спокойное время, которым является лето».

    Психолог Александр Покрышкин настаивает на том, что «догонять программу» надо не ранее, чем через месяц после начала каникул. И нужно четко договориться о своих планах на дополнительные занятия и составить расписание. Обговорив, к примеру, что математика во вторник и четверг, в пять вечера, чтобы ребенок точно знал, что его не поведут заниматься в разгар игры или отдыха.

    СОВЕТ
    Если в каникулы вы отправляетесь с детьми за город на природу, то в дороге разгадывайте ребусы и судоку. И почаще «забывайте» дома зарядку к планшету.

    Что читать?

    Список книг на лето — это обязательный школьный атрибут. Но, справедливости ради, часто он является неподъемным. Бывает, что в этом списке больше полусотни книг.
    «Обычно это список всех произведений, которые ученики будут проходить в течение года. Рекомендую выбирать из него в первую очередь те, на которые у ребенка не хватит сил в самом учебном году, пусть читает их в неспешном ритме, — отмечает Анна Морозова. — И важно, чтобы в списке была литература по возрасту, чтобы там не было масштабных произведений на два-три класса старше, книг «без картинок». Порой родители пытаются опередить развитие своего ребенка, предлагая ему книгу «на вырост».

    Или считают, например, что второкласснику уже не надо читать сказки. Список дает возможность расширить обзор литературы, там предлагаются самые разные жанровые формы произведений. Но это ни в коем случае не должно являться обязаловкой!

    Да, встречаются обязательные для прочтения произведения, которые во время учебного года освоить, осмыслить будет довольно сложно. Или, наоборот, в школьном учебнике даются отрывки произведения, а педагог рекомендует прочесть все произведение целиком.

    Как, например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Возможно и прослушивание аудиокниг. Или совместное чтение, чтение вслух, которое дарит чувство семейного благополучия и гармонии».

    Что касается остальных рекомендаций от педагога на летние каникулы, то наши эксперты уверены в том, что лучше, если они будут в небольшом объеме.

    В идеале это должен быть всего лишь вектор и подсказка родителя ребенку (есть риск, что самостоятельно будет браться материал не по возрасту, содержанию программы и т. д.), а не обязательный перечень под угрозой «в сентябре проверю оценки».

    Источники: Анна Морозова,
    педагог начальных классов, преподаватель семейной школы «Макарун»,
    Александр Покрышкин,
    детский психолог, игровой терапевт.

    Поделиться