Пора в школу

    Марина Варгамян директор школы № 1571
    Марина Варгамян
    директор школы № 1571

    15 декабря стартует запись в первые классы. На «прямой линии», прошедшей в редакции, эксперты Департамента образования ответили на  важные вопросы родителей о процедуре  зачисления детей в школу. Уже с 1 декабря все дошколята московских школ могут быть переведены в первый класс по заявлению родителей, а с 15 декабря стартует общая запись в первые классы.

    С читателями общались педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы Анастасия Кузнецова и директор школы № 1571 Марина Варгамян

    Анастасия Кузнецова педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
    Анастасия Кузнецова
    педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

    После уроков

    — Правда ли, что  сейчас отменили бесплатную «продленку»?

    М.В. В каждой школе своя система загруженности  во второй половине дня. Это и различные кружки, и  классическая «продленка», функции которой – присмотр и уход за детьми. Т.е., фактически, у продленки те же функции, что и у дошкольной группы. Вам важно  вместе с педагогом определиться, что для вас важнее – присмотр и нахождение ребенка под наблюдением, пока вы на работе, или развитие. Ведь начальная школа – это школа успеха. Продолжительность работы группы продленного дня,  платная она или бесплатная, и размер оплаты – это определяет Управляющий совет, который есть в  каждой школе. В нашей школе «продленка» есть.

    Проблемы с речью

    — Ребенок посещает в саду  логопедическую группу. Педагог, курирующий  группу,  говорит, что не уверен, что мы сможем продолжить занятия в школе. Что есть негласная установка – сокращать такие ставки за «невостребованностью».

    М.В. Такой «директивы» нет. Финансирование на учителей-логопедов выделяется. Иногда бывает, что в школе нет такого педагога. В таком случае надо принести заключение Центральной психолого-медико-педагогической  комиссии о том, что  ребенку необходимы занятия с логопедом. И тогда администрация школы должна  ученику такие занятия обеспечить.

    Схема такая: записываетесь на портале mos.ru на ЦПМПК, получаете заключение Центральной  психолого-медико-педагогической комиссии, приходите к директору, пишете заявление. Директор, получив  Ваше заявление,  должен обеспечить  ребенка логопедической помощью – как на уровне дошкольного образования, так и на уровне общего образования.  Даже если это единичный  случай в школе!  Но это сейчас массовая проблема. Если нет штатной единицы логопеда, то директор может заключить договор с Психологическим центром, и  специалист будет приходить к Вашему ребенку.

    Важно:
    Количество детей в классе регулируется санитарными нормами. Предельная наполняемость каждого класса зависит от размера помещения, где занимаются дети. В какой‑то школе это 25 человек,
    в какой‑то 28.

    — Есть какой-то документальный срок на решение такой проблемы?

    А.К: Если вы сейчас принесете заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии в школу и напишите заявление, то к 1 сентября директор обязан обеспечить  ребенка логопедической помощью. На бесплатной основе.

    — Ребенок посещает  логопедический сад. Основные проблемы скорректировали. Надо ли продолжать занятия, и есть ли в штате школы логопеды?

    А .К. Заниматься, безусловно, надо и наблюдать, чтобы не было регресса. Надо обязательно выяснить, нет ли у заикания нейрофизиологических проблем.  Логопедические проблемы сказываются на всем – и на чтении, и на письме, и на общем освоении материала. Если нарушено фонетическое восприятие, то ребенок затрудняется в смысловом освоении текста.

    Ребенок может  замкнуться. Нельзя допустить, чтобы у него сформировался комплекс неуспеха. Если начальная школа – это фундамент позитива  и  дальнейшего успеха, то ребенок выйдет в среднюю школу с установкой – я могу, умею, у меня многое получается.

    М.В. Логопед не работает с ребенком тет-а-тет. Результата вы достигнете только в ходе командной работы. Работайте дома дополнительно, повторяйте с ребенком те упражнения, что делал он с логопедом

    Всегда под присмотром

    — У нас домашний ребенок, в садик не ходил. Опасаемся за его социализацию и безопасность. Хотим купить смарт-часы – с геолокацией и функцией прослушивания. Но до сих пор не поняли,  можно ли носить такие часы в школу и дистанционно контролировать ситуацию в классе. Ведь не во всех спортсекциях разрешают наблюдать за занятиями.

    М.В. По Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за безопасность ребенка в школе несут педагоги.  Но многие родители придерживаются принципа «доверяй, но проверяй».  Сейчас в столице развивается проект «Московская электронная школа» — он охватывает все классы, с 1 по 11 класс. В  рамках его реализации можно установить камеры в классах, и у родителей будет возможность в любой момент виртуально «заходить» в класс.

    Обсудите такую перспективу на первом собрании. Учтите, что есть ряд процессуальных моментов, которые надо соблюсти – по Федеральному закону № 152 «О персональных данных»  на это должны дать согласие все родители. В моей школе такая программа работает.

    Сейчас, прямо с мобильного телефона, из редакции,  я могу наблюдать и за классами, и за раздевалками, и за пищеблоком. У родителей доступ к  камерам, установленным в их классе. Отмечу, что не все родители согласились на подключение: кто-то в связи с особенностями профессиональной деятельности, кто-то из суеверия.

    Психология:
    В начальной школе важны не титулы учебного заведения, а учитель, который встретит вашего ребенка 1 сентября
    на пороге школы.

    Муки выбора

    — Дочь идет в очень престижную школу. Родительские симпатии массово на стороне  конкретного педагога. Могут ли  отказать в зачислении  в класс к этому учителю?

    М.В. Администрация школы учитывает пожелания родителей по распределению  детей, но в разумных пределах. При подаче документов надо указать свои пожелания, но нормативных правовых актов, гарантирующих распределение ребенка к конкретному педагогу, нет. Количество  детей в классе регулируется санитарными нормами.

    Предельная наполняемость  каждого класса  зависит от размера помещения, где занимаются дети. В какой-то  школе — это 25 человек, в какой-то —  28.  Как директор  и как мама, я рекомендую предварительно на Дне открытых дверей познакомиться с максимальным  числом педагогов, поговорить с психологом.

    Например, у ребенка может быть  отлично развита зрительная память, а педагог, которому вы симпатизируете,  не так активно использует материалы, направленные на развитие зрительной памяти, предпочитает аудиоматериалы.

    А.К. В Москве практикуется система преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. В ее рамках  действует масса программ, в том числе и предусматривающих взаимодействие   дошколят и педагогов начальной школы. Часто  дети  сами выбирают себе педагога сердцем. Послушайте отзывы ребенка после таких встреч.

    — Девочка заикается и нам намекнули, что в сильный класс мы можем не попасть. Законно ли это?

    М.В. Градации на «сильных» и  «слабых» по действующему законодательству не существует. Сейчас в некоторых образовательных учреждениях работает пилотный проект «Эффективная начальная школа»:  дошкольники, занимающиеся по этой  программе,  сильнее и активнее, чем их сверстники. Таких детей стараются собрать в один класс – но  только ради того, чтобы не тормозить их стремление к учебе и чтобы  у детей, не занимавшихся  по этой программе, не  выработался  на их фоне комплекс неполноценности. Заикание на зачисление в такой класс не влияет. Смотрите по потребностям ребенка.

    А.К: Все педагоги работают по Федеральным  государственным образовательным стандартам. Может отличаться методология и степень вовлечения родителей в учебный процесс, но к финалу – выпуску в среднюю школу — у ребят одинаковый набор знаний и умений. Выбирайте класс еще и с учетом этого.

    — Какую выбрать программу – «Школу России» или «21 век».

    М.В. Я не отдаю предпочтение какой-либо программе. Многие родители тоже отошли от принципа «выбираю программу» — к финалу общий набор знаний, универсальных учебных действий, компетенций одинаковый.

    Программы разработаны под единые  образовательные стандарты. На мой взгляд, приоритетнее выбор учителя, а не программы. По моим наблюдениям,  «на программу» сейчас ориентируются в основном многодетные семьи –  родителям удобнее  заниматься по учебникам, которые они держали в руках несколько лет назад со старшими детьми.

    Когда идти?

    — Ребенку  весной этого года будет  6,5. Вижу, что пока  не готов, интерес к  учебе еще не проснулся. В 2019 году ему будет 7, 5. Если отдам в семь, то, получается, что ему в 11 классе будет 18. Года три назад у коллеги была истерика – директор попросила ее сына  не приходить на выпускной, опасались  облав военкоматов.

    М.В.  По закону в армию из школы не забирают. Пусть Вас это не беспокоит. Важно, насколько ребенок мотивирован к походу в школу. Если есть интерес, то пусть не пугает юный возраст. Подумайте, насколько комфортно будет сыну еще раз остаться  в подготовительной группе, пройти ее еще раз. Особенно, если   дети из группы уйдут в школу.

    Если ни вы, ни ребенок от дополнительного года в дошкольной группе не испытываете дискомфорта, то можно и остаться.  Армия пусть вас не пугает. По закону учебный год  длится до 31 августа, до этого времени выпускника не имеют право  призвать на военную службу. Он спокойно сдает экзамены – как выпускные, так и вступительные (если есть необходимость), подает документы в вузы.

    Если не поступил на следующую ступень образования, то будет призван осенью.  Если нет отсрочек, то ему могут прислать повестку из военкомата.  Рассказы про «засаду  на выпускном» — это  слухи и «страшилки».

    Кстати, опыт нашей школы показывает, что  выезды на пятидневные сборы, когда дети живут в казармах, очень позитивно влияет на старшеклассников. Многие понимают, что армия – это вполне реальная перспектива. И эта перспектива им не нравится. Тогда они начинают активно учиться,  у них повышается успеваемость. Либо они, наоборот, задумываются о получении военной специальности. У меня был даже такой случай, что наш выпускник, поступив на психологический факультет  МГУ, принципиально решил сперва отслужить в армии.

    — Можем ли мы августе, поняв, что ребенок не готов к школе, отказаться от зачисления?  Девочке в марте будет только шесть.

    А.К.: У меня с дочкой была аналогичная ситуация. Психологически была готова, но физически еще не доросла. В итоге нашли класс, где ребенок может спать днем.

    — Да, у нас есть такой класс.

    М. В. До сентября еще много времени, дети за этот период очень сильно меняются. Покажите в середине лета ребенка психологу. Если  специалист посчитает, что девочка готова,  и у нее самой будет такое желание,  рекомендую идти в школу. Важно «не передержать» и поддерживать интерес к школе. Если он будет, то в добрый путь. Но право на отказ от зачисления в августе  у вас будет.

    Лучшая школа – рядом с домом

    — Марина Викторовна, я вот посмотрела – ваша школа 37 в рейтинге. Вашим ученикам сильно повезло. У нас же в округе – самые обычные школы.  Более менее престижные и рейтинговые —  минимум 40 минут ехать. Как поступить? Боюсь, что «дворовая» школа с ее средними  показателями не будет стимулировать  интерес к учебе, да и бассейна там нет.

    М.В. Я за школу в пешей доступности. Поспать лишние 30-40 минут для младшеклассника – это  очень важно. Долгая дорога, пусть и в машине, она очень выматывает. Ребенок устает от мелькания огней. Ведь режим у первоклассников меняется резко: 31 августа дети еще в песочнице, а с 1 сентября у него начинается новая жизнь, в которой  очень много однотипных механических действий – письма, чтения.  К этому надо адаптироваться.

    Если к этому еще добавляется и монотонная дорога в  сумерках – это очень осложняет жизнь. Не зря ведь народный опыт говорит, что в начальной школе важны не титулы  учебного заведения, а учитель, который встретит вашего ребенка 1 сентября на пороге школы.

    Ярчайшие педагоги есть в любой школе. В том числе и среди молодежи. Эти педагоги формируют у детей состояние и ощущение успеха. Я, например, окончила самую обычную школу, во дворе. Наш класс был первым набором  у совсем юной учительницы.

    А.К: Наивно начальную школу выбирать по рейтингу. Определенные возможности и риски  есть в любой школе, вне зависимости от рейтинга. В школе должно быть комфортно. А дальние дороги в какой-то момент приводят ребенка к  пониманию, что школа – это усталость.

    И  нам, психологам, очень часто приходится слышать от совсем маленьких: «я больше не могу». Он устал от дороги, а  его  состояние апатии и отчаяния переносится на сам учебный процесс. Я,  кстати, училась в одной из лучший школ, у нас был «ленинский класс». В рекреации висела картина «Ленин в Шушенском». И вот под этой картиной была « лавочка позора» — я там провела много часов.  И пока у меня не сменился учитель, у меня не было вот этого самого ощущения – «я могу!».

    Поделиться