Портрет Бабы-Яги

Дети боятся разных существ, сказочных персонажей, злых дядек, разбойников, темноты, одиночества. Эти страхи естественны, но важно сделать так, чтобы они не привели к проблемам в развитии.

Почему дети боятся? Страхи развиваются у впечатлительных, эмоциональных, тревожных детей. Это может быть связано как с врожденными особенностями нервной системы, так и с влиянием родителей: тревожные и мнительные взрослые транслируют детям свои переживания. Иногда в воспитательных целях используется запугивание — «дядька в мешок посадит», «бабай заберет», — что для впечатлительного ребенка тоже может стать источником устойчивых страхов.

Страхи возрастные и невротические Важно различать эти два типа переживаний. Возрастные страхи проходят, ребенок старается справиться с ними самостоятельно, они не оказывают влияния на его жизнь. Невротические страхи — более серьезное явление, они ярко выражены, мешают развитию ребенка, сохраняются длительное время, часто сопровождаются другими нарушениями: в характере проявляются такие черты, как тревожность, неуверенность. Возрастные страхи могут переходить в невротические, и важно этого не допустить.

Что делать? Обыкновенно у детей спонтанно формируются механизмы совладания со страхами: игры, рисование, рассказывание историй-страшилок. Проигрывая пугающие ситуации, ребенок сам становится режиссером собственных страхов. Вспомним игры малышей, когда, с визгом, спасаясь от преследователя, они прячутся в домик, — это крайне важный момент перехода от опасности к безопасности, который учит ребенка справляться со страхами.


Попытки изобразить страшное, придать ему конкретный облик способствуют приодолению боязни

Одни родители огораживают ребенка от всех волнующих событий. Другие ругают ребенка за слабость и пугливость. И тот, и другой вариант неудачны. Страх — сильное переживание, и, чтобы научиться справляться с ним, ребенку часто требуется поддержка и помощь близких.

Во-первых, нужно усилить уверенность ребенка в себе, создать у него чувство компетентности: «я могу это сделать». Чем больше будет ситуаций, в которых ребенок уверен в собственных силах, тем меньше страхов будет его преследовать.

Во-вторых, нужно выявить те ситуации, когда возникает страх.

Как узнать, чего боятся дети? Один из методов — рисование страхов. Обычно рисование пугающих объектов сопровождается повышенной штриховкой, зачеркиваниями, темными тонами, непрорисовкой деталей, иногда листок комкается и выкидывается. Тем не менее, попытки изобразить страшное, придать ему конкретный видимый облик способствуют преодолению боязни. Можно посоветовать ребенку дорисовать смешные детали или посадить страшилку в клетку.

Очень эффективно проигрывание пугающих ситуаций при помощи игрушек, а когда ребенок будет готов к этому, и в ролевой игре. Задача таких игр — сделать пугающий объект привычным и знакомым, изобразить его в смешном виде. Один из приемов — предложить страшную роль самому ребенку; после того, как он сам побудет Бабой-ягой, она перестанет казаться такой ужасающей.

Как взрослые художники перерисовывают героев детских страшных рисунков в более понятных чудовищ, можно посмотреть на сайте http://drawergeeks.com/Kid_Creatures/Kid_Creatures.html

Читайте также

Фильтр