После Египта. Как победить страх перед полетами. Краткая инструкция от автора курса по лечению аэрофобии

ТИП СТРАХА. Для начала определите, какая у вас аэрофобия. Пугают «10 км пустоты под ногами»? Не понимаете, как такая махина способна подняться в воздух? 
 
«Это рационально обусловленная аэрофобия. Человека надо познакомить с основами аэродинамики, — говорит Герваш. — Если упрощать, самолет в небе как оса в сгущенке. Вот как оса не может упасть на дно банки, так и самолет без внешнего воздействия не может сорваться с высоты».
 
Кстати, если у катастрофы техническая причина, то повторение маловероятно: дефект либо устраняют на всех машинах, либо вносят пункт о проверке работы системы в предполетный лист.
 
ИРРАЦИОНАЛЫ. «Таких абсолютное большинство, — отмечает Герваш. — Аргументы и статистика на них мало влияют. Их страх на физиологическом уровне».
 
Именно иррационалы ловят в полете панические атаки. Их девиз «мы все умрем» — и причина не важна. Они пьют валокордин, когда полсалона спокойно спит. Так «шалят гормоны».
 
СТАТИСТИКА. Первым делом на курсах по лечению смотрят на портале «Флай-радар», сколько самолетов над условным Лондоном. В полдень воскресенья над Европой роятся больше двух тысяч бортов. 
 
«В картине мира иррационала «самолеты падают постоянно». И статистика их не убеждает. Да, в небе гибнут люди, но за год число жертв авиакатастроф меньше, чем в автоавариях за день».
 

Статистика 

Из полета не возвращается один из девяти миллионов пассажиров в год. Всего за год самолеты перевозят 4,5 миллиарда человек, в авиакатастрофах в мире за год гибнет порядка 500 человек. За два года с момента аварии в Казани в России безаварийно перевезли около 200 миллионов пассажиров — за это же время на дорогах погибло более полумиллиона человек.
 
Страхи отпускают аэрофоба после режима 4‑5 перелета в год. Но придется делать над собой усилие.
 

Способы побороть аэрофобию

До полета:
В лечении аэрофобии применяют теорию What if… (с англ.  — что, если…). Страх запускается с оборота: «А что, если…». И далее любой кошмарный сценарий — от отрыва хвоста до почечных колик у пилота. Страхи эти надо отработать на земле: спросить себя, какого происшествия вы боитесь в полете. Посмотрите на форумах, сайтах, сборнике DVD лекций Герваша и в блогах пилотов ответы на вопросы. Удивитесь, но все эти страхи уже продуманы и при проектировании учтены — вплоть до того, что педали в кабине в виде большой решетки, чтобы было видно, если под них что‑то закатилось.
 
Управляйте страхом на физиологическом уровне. За неделю до полета наденьте на руку банковскую резинку. При первой мысли в ключе «а что, если…» безжалостно оттягивайте резинку и отпускайте. И не жалейте себя. Так выработается условный рефлекс: негативные мысли приносят физическую боль. Если вы не мазохист, то дня через три мозг устанет бояться «на всякий случай».
 
Не «гуглите» информацию об авиакатастрофах и не зацикливайтесь на конкретном авиапроисшествии.
 
В полете:
При панической атаке активно дышите в бумажный пакет. Сработает! Страх вырабатывает адреналин. Мозг активно накапливает кислород про запас. Далее физиологическая цепочка: напряглись мышцы, побелели пальцы, заколотилось сердце, покрылись холодным потом. Разорвать этот порочный круг может только кислородное голодание — поэтому дышим воздухом из пакета, там мало кислорода, так как вы уже выдохнули эту партию воздуха.
 
Применяем дыхательную технику:
 
а) брюшное дыхание — дышим животом, после выдоха пауза на пять секунд. Это снижает гипервентиляцию легких и переключает внимание с мыслей о завещании на дыхание;
 
б) закрываем глаза, неглубоко вдыхаем носом, сразу же выдыхаем, но медленно, на выдохе произносим: «Рас-слаб-ля-ем-ся». Выдох растянуть на 5‑7 секунд. Пауза на 5 секунд. И снова, несколько раз, до состояния легкого головокружения или апатии.
 
Во время турбулентности или разворотов смотрите на бутылку с водой. Вам кажется, что самолет дал крен как минимум в 45 градусов. На деле уровень воды в бутылке отклонится от силы на пять градусов. Это игры разума — мозг аэрофоба создает иллюзию «ужасного крена».

 

Читайте также

Фильтр