Приют полусотни роялей

    «Все инструменты, что здесь есть, были кандидатами на помойку», — так музыкант Петр Айду говорит о полусотне старинных роялей, возраст большинства из которых — более 100 лет. Их все Петр спас от уничтожения, создав проект «Приют роялей».
    УТРАТЫ И НАХОДКИ. В начале 2000‑х годов Айду искал старинный инструмент, чтобы самому играть на нем. Тогда же обнаружил, что рояли, созданные в середине ХIХ — начале ХХ века, никому не нужны, люди от них избавляются.
    «Рояль — это не скрипка и не гитара, которые можно положить на антресоли и забыть о них. Мне казалось странным, что люди выбрасывают красивые вещи по той причине, что их негде хранить», — вспоминает Петр.
    Старинные рояли стали сами «находить» Айду. Сосед, занимающийся продажей фортепиано, отдал рояль «Бродвуд» 1820 года. На таком играл Бетховен. Что‑то предлагали взять на хранение друзья и просто неравнодушные люди.
    Самые первые рояли Петр со знакомыми пытался перевозить самостоятельно в квартиры или на концертные площадки. Рояли весят от 150 килограммов.
    «Но я скоро стал тратить все деньги на грузчиков. В итоге портился инструмент и здоровье. Перевозка тоже требует профессионализма», — признается музыкант.
    СТАРИКАМ ТУТ НЕ МЕСТО. Сейчас «Приют роялей» располагается на предприятии «Алмазный мир» на севере Москвы. В 2012 году Сергей Улин, директор предприятия, увидел Петра и 17 исторических фортепиано на инсталляции Piano Recycle. Инсталляция проходила в рамках Московской биеннале современного искусства. В недостроенном многоэтажном доме Петр выставил старинные инструменты. Сергей Улин предложил хранить их в концертном зале своего предприятия. Сейчас тут собрано около 30 экспонатов. Еще 20 инструментов находятся у знакомых и коллег Петра Айду.
    «Приют» — это возможность хранить неработающие инструменты», — считает Айду. Пианино, фортепиано, фисгармония стоят в зале «Алмазного мира» друг около друга. Некоторые лежат вдоль стен, у части инструментов вместо родных ножек деревянные подпорки. У некоторых роялей нет клавишей или струн. На них невозможно играть, ими давно уже никто не пользуется. Так давно, что когда открываешь крышки инструментов, воздух заполняется пылью.
    ВТОРАЯ ЖИЗНЬ. Инструменты из «Приюта роялей» нуждаются в реставрации. Но в России сегодня ее невозможно сделать. Нет необходимых технических знаний у мастеров, опыта и мастерских, которые были бы оборудованы всеми инструментами для работы со старинными роялями.
    Пока что из всех экспонатов удалось отреставрировать только рояль «Бродвуд», самый старый в коллекции. Он изготовлен в 1820 году. Реставрационные работы выполнял в Бельгии известный мастер Крис Маане. Он взялся за них, потому что одновременно занимался изготовлением первой в мире реплики (копии) бетховенского рояля. Рояль Бетховена был изготовлен в 1817 году и является почти копией московского «Бродвуда». Крис Маане полностью разобрал инструмент из «Приюта роялей», что позволило ему изготовить две копии рояля Бетховена. После чего заменил все утраченные элементы в московском инструменте и отреставрировал его.
    Полтора месяца назад «Бродвуд» вернулся из Бельгии в Москву. И в конце февраля Петр Айду планирует впервые сыграть на нем концерт.
    Музыкант надеется, что со временем появится возможность отреставрировать и другие инструменты. «Мы сохраняем не современные рояли, которые стандартны, одинаковы и похожи друг на друга как две капли воды. Мы говорим об исторических инструментах, например, о таком рояле, на котором играл Бетховен. Инструменты с годами менялись, мы можем утратить старинные образцы навсегда. А они — часть нашей культуры. И их сохранение — это не совсем личное, а общее дело, мне кажется», — говорит Петр Айду.
    Экспонаты. У многих инструментов нет ножек, крышек, клавишей, струн. Чтобы восстановить их, инструменты необходимо разобрать и собрать, восстановив утраченные детали.

    Послушать отреставрированный «Бродвуд»

    Петр Айду возобновляет традицию ХIХ века и устраивает «концерты по подписке». Именно так работал Фредерик Шопен. Сначала собирают желающих, а потом назначают день выступления. Первый концерт, как ожидается, состоится в конце февраля. Будут исполняться произведения Бетховена, Клемента и Дюссека.
    Цена — 500 рублей.
    Если вы хотите попасть на этот концерт, подпишитесь на него на сайте www.planeta.ru

    Помочь «Приюту роялей»

    Сегодня самые большие затраты проекта — перевозка старинных инструментов на территорию предприятия «Алмазный мир». Одна транспортировка обходится примерно в 10 тысяч рублей. В этом году в «Приют» хотят попасть 6 роялей. На их перевозку требуется 55 тысяч рублей.
    Если Вы хотите помочь «Приюту роялей», перечислить деньги на перевозку инструментов для него можно на сайте www.planeta.ru (проект «Приют роялей»)
    Поделиться