Продавец истории

В руках антиквара Марины Веселовой фарфоровая фигурка девушки двухсотлетней давности. Она нашла ее на блошином рынке в Европе. Фигурка продавалась за 1 евро вместе с другой мелочевкой. Марина увидела на фарфоре два старинных клейма. Эту «безделушку» сработали еще во времена Наполеона, но продавец не знал ее ценности. В России такая вещица стоит десятки тысяч рублей.
 
Покупка старинных предметов на блошиных рынках, поиск их истории и перепродажа — это и есть заработок Веселовой.
 
Продавец истории  фото
Мальчики. Фаянсовую фигурку мальчиков со скворечником сделали в 1950-60-е годы в Конаково (Тверская область). Марина отмечает, что это распространенная композиция среди статуэток, коллекционная. Средняя цена 60 тысяч рублей.  Фото: Андрей КАРА
 
КАРЬЕРА. Все началось с хобби десять лет назад. Марина, работая в СМИ, в свободное время помогала антиквару на Арбате, тема нравилась, она набиралась опыта. На антиквара же нигде не учат.
 
«Я проглатывала специализированные книги за ночь, постоянно искала информацию в интернете по маркам, клеймам и заводам, меня все это захватило, — рассказывает Веселова. — Читаю много на английском. Для работы он необходим». Марина посещает европейские рынки 6‑7 раз в год. В основном в Бельгии и Франции.
 
Любителям антиквариата она рекомендует блошки скандинавских стран, Аргентины. В Москве — Измайлово и рынок рядом с Химками.
 
НАХОДКИ. В России мало антиквариата, причиной этому революция и годы разрухи. В Европе же старинных вещей много, им не придают такого уж большого значения. По словам Марины, там часто можно отыскать интересные броши, серьги, статуэтки, открытки и т. д. Одна из самых памятных ее находок — тарелка «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Кузнецова» (середина XIX века). Их было выпущено несколько штук. Одну Марина случайно нашла на eBay: «Боже мой, родная, ну как ты выжила?». Прошло полтора века. В России тарелка стоила в 15 раз дороже, чем на аукционе.
 
Другой удачной покупкой стала маленькая брошка за пять евро. Только приехав домой, Марина поняла, что у нее серебряное обрамление и ручная роспись по перламутру. На броши также стояла русская подпись с ятями. Оказалось, что украшение из XIX века, нынешняя цена — более десяти тысяч рублей.
 
Продавец истории  фото
Животные. Фигурка лисы с бобром. Фарфоровый завод в Ленинграде. 1950-60-е годы. Цена 14 тысяч рублей
 
ФЕЙКИ. Из Китая идет много подделок. По качеству — не придраться, хотя именно оно часто и подводит. Например, китайцы тщательно прорисовывают фарфоровым фигурам глаза, ресницы. Но двести лет назад так не делали. Однажды в интернете Марина купила серебряную курительницу XIX века. В Москве выяснилось, что серебро — подделка. Это можно было понять, только взяв предмет в руки. Потому даже опытные антиквары пользуются спецкаталогами. У каждого завода есть издания, где перечислено, что и когда было выпущено. По картинкам можно сравнить оригинал с покупаемым изделием.
 
ЦЕНЫ. Марина не просто находит старинные предметы, она ищет информацию о них. Вещь с историей дороже. В своем Инстаграме Марина подробно описывает судьбу каждого предмета. Люди заходят к ней на страничку, в том числе чтобы почитать интересные справки.
 
Марина также включает в итоговую цену предмета затраты. Она фиксирует все расходы, сопутствующие поиску старины. Такси до аэропорта, авиабилеты, номер в отеле. На поездку уходит до 300 тысяч рублей. Марина должна не только отбить эту сумму, но и заработать минимум в полтора раза больше.
 
КЛИЕНТЫ. Бизнес Веселовой рассчитан на человека, который может заплатить от 10 до 30 тысяч за вещь. «Я не люблю богатых клиентов, именно они торгуются до последнего, за каждую копейку, — поясняет антиквар. — Я приветствую торг, но он должен быть уместным». В Инстаграме Марина пишет стоимость вещи, чтобы не терять время — свое и клиентов. 
 
Веселова знает предпочтения клиентов. Иногда покупает предметы под конкретных людей, зная, что в их коллекции этого нет. Например, в Москве собирают кузнецовский фарфор, изделия заводов Попова, Гарднера. На юге России любят фарфор марки «Веймар» и старинный бархат — чаще почему‑то синий. «Когда у коллекционера чего‑то нет, он мечтает об этом, потому платит не за вещь, а за мечту», — объясняет Марина.

Читайте также

Фильтр