Ресторан в вагон

В России запустили стартап, перед которым капитулирует стандартная еда железнодорожных путешественников

Кирилл Флутков

С осени путешественники могут заказать в вагон поезда доставку практически из любого ресторана того города, что есть на их марш­руте. Услугу придумал и запустил омский теолог Кирилл Флут­ков. Приложение называется FoodBall — название подобрано с учетом того, что во время чемпионата мира по футболу им будут пользоваться болельщики-путешественники.

Конкурентов нет

Как‑то Кирилл понял, что диплом теолога не может обеспечить благополучную жизнь, и стал работать региональным руководителем отдела продаж в юридической компании, часто ездил в командировки на поездах. И сформировалась идея — запустить сервис, который бы доставлял к подножке вагона вкусную еду. Стал гуглить — ничего подобного в России не было.

Выстроилась концепция — убедить местные кафе и рестораны, где налажена доставка, включить в сеть еще один адрес — доставку к подножке вагона. Задача Кирилла — обеспечить откликнувшиеся кафе заказами. Схема простая: пассажиры скачивают приложение FoodBall. Там можно выбирать рестораны и кафе в городах по пути следования. Изучают меню, делают заказ. Команда заведения «берет под козырек». Ее задача — успеть к поезду. Заказ можно оформить, если на станции поезд стоит дольше 15 минут.

Зачем им все это надо?

Кирилл рассылал письма по всем кафе, что находил на карте выбранного города. В первую очередь смотрел на миллионники и основные транспортные узлы: Екатеринбург, Тюмень, Казань, Новосибирск. Там отлажена логистика. Но там и пробки. Вскоре стало понятно, что за клиента будут биться не только и не столько сетевики крупных городов, сколько маленькие городки с большой проходимостью.

Реклама: крафтовые пакеты и промоутеры

Главной задачей стало информировать пассажиров о такой возможности. Кирилл привлек промоутеров. Они ходили по перронам и раздавали листовки.

Вторым этапом стали брендированные крафтовые пакеты с рекламой приложения. В них привозили еду в вагоны. «Мы анализировали продажи, один пакет приносит порядка трех заказов к следующей станции», — отмечает Кирилл. Но эффективнее работает «сарафанное радио».

Еще быстро распространилась слава между родителями спортсменов. Они оплачивают онлайн заказ, к поезду подходит курьер и отдает его тренеру. Затем появилась новая категория заказчиков — мамы-аэрофобы, путешествующие с малышами. Им обеспечили доставку детского питания и предметов гигиены. Появилась и возможность доставлять заказы из сетей фастфуда, не имеющих доставки.

Помогают и проводники — они могут зарегистрироваться в программе, получить промокод и рекомендовать сервис пассажирам. За каждый заказ получают бонусные баллы.

Миссия теолога

Пока Кирилл вложенных денег еще не отбил. Но он на этапе того, чтобы завоевать страну — через его приложение уже можно заказать еду из более чем четырехсот ресторанов в 70 российских городах.

«Я предоставляю ресторанам клиентов, которых они никогда не найдут, — отмечает Кирилл. — Рассказать московскому пассажиру, что в Кирове замечательные вареники с вишней, через федеральные газеты нереально. И вот с помощью нас эти люди встречаются».

Сколько стоил запуск проекта

В проект Кирилл с двумя близкими друзьями суммарно вложил 10 миллионов. Из них полтора миллиона заплатили за разработку мобильного приложения. В 350 тысяч рублей в месяц обходится содержание кол-центра в Омске, 15 человек которого ежедневно прозванивают региональные кафе, предлагая заключить договор о сотрудничестве.

С каждого заказа, доставленного к поезду, Кирилл и парт­неры получают 15  процентов. Являясь идеологом проекта, Кирилл справедливо признает, что его бизнес — командный проект. Все‑таки название обязывает.

Поделиться