Риоха. Пейзаж, нарисованный вином

Риоха. Пейзаж, нарисованный вином, фото

Урожай. DOCa Rioja производит более 280 миллионов литров вина в год. Именно смесью вин высочайшего качества с этой аббревиатурой на этикетке написана эта картина.

Урожай. DOCa Rioja производит более 280 миллионов литров вина в год. Именно смесью вин высочайшего качества с этой аббревиатурой на этикетке написана эта картина.

Зачем туристы едут в испанскую Риоху и почему там нет неинтересных сезонов

Риоха – одна из самых интересных винных провинций в мире. Ничего подобного, в общем‑то, больше нигде нет. Если собрать все, что известно о Риохе, любому сразу станет ясно – она точно неповторима. На ее примере можно рассказать, как можно, не имея почти ничего, медленно и планомерно захватить весь мир. С помощью относительно небольшого куска земли, трудолюбия, ума, предприимчивости и искренней любви к вину.

ЯЗЫК ВИНОДЕЛОВ. Однажды попав в этот край, вряд ли его забудешь. А желание вернуться сюда будет только нарастать. Если сегодня посмотреть все новости на сайтах Риохи, они все будут о вине, об уборке винограда (vendimia). Фотографии красивых белозубых людей, собирающих винную ягоду, заполнили новост­ные ресурсы. Похоже, такую же картинку видели эти места и две тысячи, и сто лет назад – ничего не меняется, никакая техника окончательно не заменит человека в этих ландшафтах. Считается, винодел напрямую говорит с Богом. А разве трактор может говорить с Богом? И хотя механизированная уборка – обычное явление для провинции, ручной сбор для лучших вин никто не отменял.

В Риохе нет такого сезона, когда сюда неинтересно приезжать. Но именно сейчас можно застать чудо рождения вина. Риоханцы настолько гордятся своим трудом, что вовлекают в него всех и каждого. Не так давно тут появился проект «Винобус» (Vinobus). Читаю в свежей прессе: «Еще пять бодег присоединились к проекту «Винобуса». Это означает, что специальный винный автобус будет завозить туристов еще в пять виноделен. Вдобавок к тем десяткам бодег, которые уже участвуют в проекте. Мы вот все носимся с идеей продвигать людей труда, но не знаем как. Забыли. А в Риохе просто пустили автобус, который возит сотни и тысячи туристов, чтобы познакомить их с красивыми винодельнями и огромным трудом работающих там людей.

Буквы на этикетке: DO – высококачественные вина. DOCa – наивысшая категория вин. Кроме Риохи в Испании DOCa имеет право использовать только одна провинция.

СПРАВКА. Ла Риоха, которую мы знаем как крупную винную провинцию, на самом деле объединяет в себе несколько областей Испании. Это не географическое объединение, а, скорее, профсоюз виноделов из соседних регионов, выбравших себе Регулирующий Совет. Именно этот управленческий орган решает важнейшие вопросы технологии, маркетинга, продвижения вин с надписью «Риоха» на этикетке по всему миру. И делает это почти что сто лет! На мой взгляд, самая большая заслуга Совета заключается именно в соблюдении жесточайших стандартов как при производстве вина, так и при контроле его качества.

В любой точке мира надписи на этикетке DOCa Rioja (Denominacion de Origen Calificada, контроль за происхождением) исключают возможность того, что в бутылке будет вино неизвестного происхождения. В ста случаях из ста покупатель найдет там исключительно то, что написано на этикетке. Контроль Риохи за своим вином считается самым строгим в Европе!

Риоха. Пейзаж, нарисованный вином  фото
Купаж. Эта картина нарисована сортами грасиано и гарнача. Первый — это автохтонный сорт Риохи, второй — испанец, захвативший весь мир.

КЕЙС РИОХИ. Вообще, в нашем представлении средний испанец очень похож на среднего русского – немного расхлябанный и все у него man~ana (завтра – исп.). Но Риоха опровергает эту мысль – тут царит практически немецкая пунктуальность и основательность. Исполнение стандартов, технологическая вооруженность, завидный консерватизм в принятии решений. Это то, чего должен придерживаться винодел. Взамен Совет берет на себя все задачи по продвижению вин участников консорциума по миру.

Смогли бы отдель­ные винодельни самостоятельно добраться до Китая? Возможно. Удалось бы им продавать там по 5 миллионов бутылок в год? Ох, вряд ли. Кстати, и в России Риоха показывает очень даже неплохие результаты – за десять лет продажи выросли тут в восемь раз. Не в последнюю очередь, конечно же, благодаря ценовой политике Совета. При таких объемах, как у Риохи, можно держать приемлемые цены сколь угодно долго. Кейс Риохи изучают во всем мире как пример успешных экономических действий объединения сотен производителей.

Стандарт требует от винодела фантастической дисциплины. С другой стороны, это дает сто­процентную узнаваемость вин, предсказуемое качество. Но сказать, что производители Риохи исключительно заложники стандарта, было бы неверно. Иначе не появились бы качественные игристые вина с надписью DOCa Rioja на этикетке. Не было бы прекрасных риоханских розовых вин. Не родилась бы тенденция обращать пристальное внимание на горные участки, где складываются особые условия для формирования уникальных вин.

Система принятия решений в Совете сложна именно потому, что здесь пытаются услышать и понять все стороны – как производителей, так и маркетологов, продвигающих вина по миру. Консервативный подход не позволяет пустить эту махину вразнос. Вот, например, сейчас Совет еще больше усложняет правила: информация на этикетке будет содержать в себе название конкретного виноградника в конкретной деревне. Это колоссально увеличит ответ­ственность винодела, но и доверия такому ходу – больше.

Риоха. Пейзаж, нарисованный вином  фото
«Темпранильо». Это самый распространенный и любимый миллионами сорт винограда. Именно вином, произведенным из «темпраниль­о», написана эта нежная и волнующая картина.

РАЗНЫЕ ЭПОХИ. Вообще, Риоха везучая. Ее вина знали и вывозили на родину римляне. Войны с маврами никак не затронули местное виноделие. Монахи здесь вполне себе удачно экспериментировали с селекцией сортов. Французы, после того как их лозы уничтожила филлоксера, вдруг обнаружили, что риоханские терруары равноценны Бордо. В 1925 году здесь образовался Совет Риохи, медленно, но уверенно выводящий провинцию в число самых узнаваемых производителей вин в мире. И даже мировые и гражданские войны обошли регион стороной. Так бывает.

Причем каждая эпоха оставляла свои памятники – в музее «Виванко», например, можно увидеть винные прессы римского периода, а здание винодельни «Маркиз де Рискаль» уже на стадии проектирования стало одним из самых ярких образцов современной архитектуры.

Туристу здесь легко в любое время года. Такое ощущение, что праздник вина и еды здесь проходит постоянно. Кто не слышал про ежегодную битву у города Аро, когда стороны выливают друг на друга сотни тонн вина? Кто не слышал о целой пешеходной эногастрономической улице Лаурель в столице Риохи Логроньо? Турист едет по виноградникам и винным подвалам на винобусе, на прокатной машине, на велосипеде. И все время открывает для себя что‑то новое. Но самое интересное, что новое для себя открывает и Риоха. Этой осенью здесь очень популярен лозунг Sabеr quin eres – Знать, кто ты есть.

Похоже, риоханцы что‑то такое о себе знают. По крайней мере, когда приезжаешь туда, понимаешь, что можно жить легко. Вкусно и просто есть, наслаждаться вином и бескрайними ландшафтами. И разумеется – знать, кто ты есть.

Основные сорта винограда риохи

Особенность Риохи — очень небольшое количество сортов винограда, из которого делаются известные вина. Красные: «темпранильо», «гарнача», «грасиано», «масуэло», «матурана тинта». Основные белые: «вьюра», «мальвазия», «гарнача бланка», «темпранильо бланко», «матурана бланка», «туррунтес», «шардоне», «совинь­он блан» и «вердехо». Особенность вин Риохи — узнаваемый фруктовый оттенок.

После принятия в 2007 году решения о расширении списка разрешенных белых сортов объём произведённого белого вина в Риохе увеличивается из года в год. В настоящее время в Риохе выращивают около 1500 гектаров белого винограда. Белые вина составляют до 8 процентов от общих продаж Риохи. Пять лет назад эта цифра была на уровне 5 процентов.

#

Читайте также

Фильтр